ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНОЙ КАРЬЕРЫ (далее СК)
Авторская оригинальная концепция Н.Б. Стамбуловой, включающая синтетическую, аналитическую и структурную модели СК и психологические описания на уровне общего, особенного и единичного и общую модель ее психологического сопровождения. Спортивная карьера – это многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием спортсмена в одном или нескольких видах спорта. Синтетическая модель СК включает четыре объективные (длительность, генерализованность-концентрированность; уровень достижений; «цена» карьеры) и две субъективные характеристики (удовлетворенность и успешность) для описания карьеры как целого. Базисом аналитической модели СК (рассмотрение СК как процесса) является кризисная концепция жизненного пути Л.С. Выготского. В СК выделены семь предсказуемых кризисов-переходов (transitions) элитарной спортивной карьеры: 1) начало спортивной специализации; 2) переход к углубленной тренировке в избранном виде спорта; 3) переход из массового спорта в спорт высших достижений; 4) переход из юношеского спорта во взрослый спорт; 5) переход из любительского спорта высших достижений в профессиональный спорт; 6) переход от кульминации к финишу спортивной карьеры; 7) уход из спорта и переход к другой карьере; и ситуационные (непредсказуемые) кризисы. Структурная модель СК основана на психологической структуре деятельности А.Н. Леонтьева (мотивация– средства деятельности–результат) и обосновывает три уровня психологических детерминант спортивных достижений в узком смысле (операционный, ситуационный и карьерный), а также три основных направления социализации в спорте, включая становление мотивации и спортивной направленности личности, индивидуального стиля деятельности и спортивно-важных (=профессионально-важных) качеств. При этом результат СК в широком смысле – достижения спортсмена в контексте жизненного пути. Психологическое сопровождение спортивной карьеры – это система общих и частных технологий психологической помощи спортсмену и особенностей их применения на каждом из этапов карьеры, начиная с первых шагов спортсмена в спорте и заканчивая уходом из спорта и переходом к другой карьере. Общая модель психологического сопровождения спортивной карьеры включает: цели, основные направления, способы и условия психологической помощи спортсменам, критерии эффективности. Задачи и содержание психологической помощи спортсменам на каждом из этапов спортивной карьеры определяются прежде всего содержанием соответствующих кризисов-переходов (transitions), а технологии психологической помощи базируются на модели «Мобилизация», рассматривающей спортсмена в качестве субъекта собственного развития и карьеры в спорте. Сегодня проблематика психологии СК представлена в контексте: 1) «двойной» карьеры (dual career) – успешное сочетание спорта и других видов деятельности (прежде всего, учебной), включая компетенции спортсмена как внутренние ресурсы и психологическое сопровождение как внешний ресурс; 2) экологического подхода к развитию спортивно одаренных детей для успешного перехода от юниоров в спорт высших достижений, основанного на создании среды, включающей объединение усилий всех субъектов СК (тренеры, родители); долгосрочность спортивного развития вместо установки на быстрый результат и др., что способствует развитию и психическому здоровью (эмоциональному благополучию) спортсменов.
