ПСИХОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА
Основана на двух базовых категориях: деятельность и личность. Психологическую структуру педагогической деятельности тренеров образуют три компонента: мотивация (потребности, мотивы и цели); средства деятельности – способности субъекта деятельности (мастерство, профессионально важные качества) и способы ее выполнения (стили); результативность (успешность (ее критерии – воспитательный, образовательный, оздоровительный, соревновательный) и удовлетворенность деятельностью). Основная особенность деятельности тренера – ее педагогический характер. Специфика деятельности тренера: выраженность спортивной специализации; частые поездки и деятельность в непривычных условиях; широта общения; успешность деятельности определяется по результатам спортсменов; не регламентированность; высокая эмоциональная напряженность; высокая конкурентность; противоречивость ожиданий спортсменов, их родителей, руководства; риск «ухода» спортсменов к др. тренеру, в др. команду. Основные задачи деятельности тренера: воспитательная, образовательная, соревновательная и оздоровительная. Выделяют до 20 функций в деятельности тренера: общепедагогические – гностическая, проектировочная, коммуникативная, организаторская; специальные – психологическая, диагностическая, научно-практическая, секундирование и др., обуславливающие соответствующие умения. «Универсальные» психологические приемы в деятельности тренера (универсальная «Пятерка»): 1) постановка конкретных целей (задач); 2) сочетание сравнительного, нормативного и личностного критериев оценки с преобладанием последнего; 3) справедливые групповые нормы; 4) психотехнические игры и упражнения; 5) эмоциональная/социальная поддержка в сочетании с постепенным повышением требований. Компоненты личности тренера: 1) поведенческий; 2) мотивационный; 3) интеллектуальный; 4) эмоционально-волевой; 5) коммуникативный. Профессионально-важные качества тренера: мотивационные, когнитивные, нейродинамические, регуляторные и самосознания (высокая выраженность коммуникативных свойств темперамента, целеустремленности и настойчивости; пластичность, распределенность внимания, непроизвольность памяти, быстрота памяти (воспроизведения), креативность и самостоятельность; эмоциональная устойчивость и др.). Основные различия между эффективными и неэффективными тренерами лежат в мотивационной и волевой сферах. Успех в тренерской работе в значительной мере зависит не от психологических характеристик тренера, а от его знаний и выстраивания взаимоотношений со спортсменами и способности реализовывать конструктивную рефлексию данного взаимодействия.
