ПРО-АКТИВНОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ


Характерной тенденцией современного подхода к решению психологических проблем спортсменов является отказ от реактивного подхода к психологическому сопровождению их подготовки, ориентированного на коррекцию неблагоприятных проявлений психики. На смену ему все более активно приходит про-активный подход, направленный как на профилактику возникновения неблагоприятных проявлений психики, так и на опережающее формирование психологических ресурсов конкурентоспособности спортсменов. Реализация данного подхода опирается на определение текущих и опережающих задач психологического сопровождения подготовки спортсменов на каждом этапе их многолетней спортивной карьеры. Необходимость применения про-активного подхода в практике психологического сопровождения подготовки спортсменов связана с ранним началом спортивной карьеры и с тем, что сенситивные периоды развития профессионально важных для спортсменов свойств психики приходятся на детский возраст. В первые годы занятий, которые приходятся на младший школьный возраст, как для решения текущих задач, так и для опережающего создания ресурсов совершенствования техники у высококвалифицированных спортсменов важным является развитие психомоторных способностей, обеспечивающих совершенство управления движениями. Доказательством их значимости являются данные о том, что предельно высоких результатов с высокой вероятностью достигают спортсмены, которые начинают специализироваться в избранном виде спорта достаточно поздно, в то время как с детства включались в занятия разными видами спорта. Такая «спортивная миграция» оказывается средством спонтанного развития психомоторики, создающей предпосылки для достижения высокого спортивного мастерства. Во многих видах спорта дефицит психомоторных способностей проявляется лишь у взрослых спортсменов, у которых их развитие затруднительно и неэффективно. Подростковый возраст благоприятствует развитию значимых для спортсменов особенностей самосознания, среди которых центральным является самооценка. Она предопределяет уверенность спортсменов в своих силах, которая обеспечивает устойчивость к стрессам и готовность справляться с психологическим давлением. Формирование реалистичной самооценки в подростковом возрасте является важным фактором конкурентоспособности в современном спорте высших достижений, который является, прежде всего, борьбой личностей. Не менее важной задачей является формирование у спортсменов подросткового возраста системы осознанной регуляции деятельности, включающей постановку целей, анализ условий их достижения, планирование действий по достижению целей, контроль и оценку результатов действий по достижению целей. Частью реализации про-активного подхода к решению психологических проблем спортсменов является формирование у них профессионально важных психологических умений: концентрации, регуляции эмоциональных состояний, общения с различными партнерами, тайм-менеджмента и др.

Sidebar