МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Мотивация – это система мотивов, побуждающая и направляющая активность субъектов спортивной деятельности. Она является многокомпонентным и иерархически организованным образованием. Соподчинение мотивов в структуре М. является существенной предпосылкой эффективности ее регулирующего влияния, так как снижает вероятность борьбы мотивов, повышающей психическую напряженность и снижающей эффективность деятельности. М. спортивной деятельности рассматривается с позиции нескольких психологических концепций мотивации: концепции М. достижения, теории самодетерминации, концепции целей достижения. Концепция М. достижения постулирует сочетание в структуре М. достижения двух мотивов: стремления к успеху и стремления избежать неудачи. Исследования в спорте показали, что оптимальным для спортсменов является наличие в структуре М. спортсменов обоих мотивов при преобладании стремления к успеху, что поддерживает активность стремления спортсменов к самореализации и формирует конструктивное отношение к успехам и неудачам. По теории само-детерминации, возможный континуум мотивов, побуждающих к деятельности, состоит из амотивации (отсутствия осознаваемых побуждений к деятельности), внешней М., привнесенной окружающей средой, внутренней М., основанной на самостоятельном принятии решений субъектом деятельности. Успеху в деятельности спортсменов максимально способствуют внутренние мотивы, которые усиливаются при удовлетворении базовых потребностей спортсменов. К последним авторы теории самодетерминации относят потребности в автономии, в компетентности, во включенности во взаимоотношения с социальным окружением. Исследования и практическая работа со спортсменами подтверждают конструктивность идей теории самодетерминации. Теория целей достижения исходит из того, что человек включается в ситуации достижения по двум причинам: стремления к решению поставленной задачи (ориентация на задачу) и стремление к самоутверждению (ориентация на себя). Успеху в деятельности спортсменов и поддержанию оптимального уровня психической напряженности способствует ориентация на задачу, что подтверждается многочисленными исследованиями спортсменов. Индивидуальная М. спортсменов, по мнению авторов концепции целей достижения, формируется под влиянием мотивационного климата, который складывается в группе, в которой спортсмен тренируется. Под мотивационным климатом понимается задаваемая социальным окружением спортсменов система ценностей, ожиданий, поощрений и порицаний, являющихся ориентиром для становления индивидуальной М. спортсменов. Мотивационный климат складывается главным образом под влиянием тренера, хотя вклад в его формирования вносят сами спортсмены и их родители, если речь идет о юных спортсменах. Успеху в подготовке спортсменов способствует мотивационный климат, ориентированный на задачу, что подтверждено многими исследованиями. Представители описанных теоретических концепций М. разработали методики диагностики особенностей М. спортсменов, что позволяет вести ее мониторинг и организовывать практическую работу по совершенствованию М. спортсменов.

Sidebar