ЛИДЕРСТВО В СПОРТЕ


Способ и средство организации групповой деятельности, процесс управления, координации спортивной группой и коллективом, воздействие на психологию и поведение отдельных членов, осуществляемое как через руководителей, назначенных официально, так и через неофициальных лиц, пользующихся авторитетом среди членов группы, имеющих в ней высокий статус и именуемых лидерами. Лидер (leader – с англ. «ведущий, возглавляющий») – это член малой группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели. Лидером является тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями, кот рый как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, поэтому он и обладает наибольшим влиянием. Признаки лидера: принадлежность его к группе, в которой он выдвинулся на позиции лидера, лидер обязательно включен в иерархическую структуру спортивной группы; своими действиями лидер способствует достижению групповой цели; инициативность – он добровольно берет на себя значительно большую меру ответственности, чем того требует формальное соблюдение предписаний, общепринятых норм, практических разработок на игру; желание или необходимость членов группы подчиняться ему как более авторитетному спортсмену. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер является элементом групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре. В данной структуре выделено две составляющие: а) «игровые роли» – последовательная реализация управляющих воздействий по ходу игрового процесса; б) «потенциальные лидеры» – субъекты лидерских ролей при управлении по ходу игрового процесса. Классификация лидерских ролей: административные – как реализация функций представительства группы вовне; оперативные – как осуществление общего руководства группой по ходу игрового процесса; функциональные – как руководство отдельны- ми разделами игрового процесса (напр., защита или нападение) и ситуативные как управление в отдельных игровых ситуациях.

Sidebar