ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


История физической культуры и спорта включает в себя три основных понятия, составляющих ее единство: «история», «физическая культура» и «спорт». Термин «история» имеет древнегреческое происхождение и означает повествование о прошлой жизни человеческого общества. Древние римляне говорили: «Historia est magistra vita» – «История – наставник жизни». Музой – покровительницей истории греки называли Клио – дочь всемогущего бога Зевса и богини памяти Мнемозины. Отцом истории называли древнегреческого историка и писателя Геродота (V в. до н. э.).

Термин «физическая культура» (иногда использовали термин «телесная культура») впервые появился в Англии и США в 90-е гг. ХIХ в. В России термин «физическая культура» приобрел популярность в 1908–1910 гг. Под физической культурой тогда понимали деятельность человека и общества, направленную на физическое воспитание, образование и укрепление здоровья. Термин «спорт» происходит от древнелатинского слова «диспортаре» – развлекаться. В старофранцузском языке оно трансформировалось в «деспорт» – развлечение, из которого образовался термин «ле спор(т)», перешедший в немецкий язык как «шпорт» и английский – «спорт». Постепенно термин распространился по всему миру. В Скандинавских странах ему соответствует слово «идротт», а в испаноговорящих оно звучит как «депорте». В России термин «спорт» впервые упомянут в 1851. В газете «Северная пчела», издаваемой Ф.В. Булгариным, отмечалось, что под понятием «спорт» подразумеваются «все гимнастические упражнения или забавы. Сюда же относятся псовая охота, стрельба в цель, верховая езда, охота, рыболовство, мореплавание».

Спорт как составная часть физической культуры дополняет и углубляет ее, поскольку соревновательный фактор, стремление победить в спортивной борьбе были присущи человеку уже на ранней стадии цивилизации. История физической культуры и спорта – неотъемлемая часть общегражданской истории. Она прослеживает эволюцию физической культуры и спорта с древнейших времен. В то же время она составляет важный раздел спортивной науки в целом. Предмет ее изучения – общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования человеческого общества. История – наука, которая, исследуя и изучая прошлое, помогает более глубоко осмыслить настоящее и в определенной мере выявить тенденции будущего развития. Это специфическая отрасль исторических и педагогических знаний.

История физической культуры и спорта как специфическая отрасль научных знаний стала складываться в России во второй половине XIX в. Это было обусловлено возросшим интересом ученых, педагогов и врачей к вопросам физического воспитания, необходимостью преподавания на курсах и в школах по подготовке учителей гимнастики для гражданских учебных заведений и специальных кадров для армии, военных училищ, гимназий и кадетских корпусов.

В дальнейшем процесс формирования истории ФКиС происходил на основе исторической и педагогической науки, передового опыта преподавания этого предмета в отечественных и зарубежных учебных заведениях.

Постепенно сформировалась научная концепция, разработанная усилиями нескольких поколений отечественных историков. Ими исследованы проблемы все- общей истории физический культуры и спорта (Н.И. Пономарев, С.Д. Синицын, Ф.И. Самоуков, Н.И. Торопов, Г.Д. Харабуга, Ю.Н. Симаков и др.), истории физической культуры и спорта России, СССР и Российской Федерации (А.В. Грачев, Е.Ю. Зеликсон, Д.А. Крадман, И.Г. Чудинов, Т.М. Каневец, Г.С. Деметер, Ю.С. Шоломицкий, К.А. Кулинкович, Г.А. Бутаев, А.Е. Цибадзе, О.А. Мильштейн, Л.А. Финогенова и др.), истории международного спортивного и олимпийского движения (П.А. Соболев, Н.Н. Бугров, Н.И. Любомиров, В.П. Козьмина, А.Б. Суник, М.К. Саралаев, А.О. Романов, Р.М. Киселев, Б.Н. Хавин, В.С. Родиченко, В.В. Столбов, Н.Ю. Мельникова, А.В. Трескин, В.Л. Штейнбах, Ю.А. Фомин, Ю.А. Талалаев, С.И. Гуськов, Ю.И. Филатов и др.).

Sidebar