ИСКУССТВО И СПОРТ


Понятие «искусство», как правило, используется в сфере творческой деятельности, направленной на создание художественных образов. Эстетическое начало в спорте всегда было в центре внимания наиболее образованных и передовых слоев общества. Б. Лоу в книге «Красота спорта» подчеркивает, что для Древней Эллады стремление к физическому совершенству – одно из важнейших направлений гармоничного развития личности. С глубокой древности и до наших дней спорт и искусство неразделимы и идут рука об руку. Олимпийские игры стали не только всегреческим спортивным праздником, но и важнейшим культурным событием, находившим отражение в произведениях писателей, поэтов, философов, музыкантов, скульпторов, многие из которых дошли до наших дней. «Нет ничего благороднее солнца, дающего столько света и тепла. Так и люди прославляют те состязания, величественнее которых нет ничего, – Олимпийские игры». Эти слова древнегреческого поэта Пиндара, написанные два тысячелетия назад, точно отражают отношение древних греков к спорту. Основоположник современного олимпийского движения Пьер де Кубертен написал «Оду спорту», первая строка которой гласит: «О, спорт, ты – Красота!» Такой взгляд ставит спорт на один уровень с общепринятыми ценностями человечества. «Быстрее, выше, сильнее» – это девиз Олимпийских игр, предложенный Пьером де Кубертеном. Эта идеальная формула успеха не лишена эстетического содержания. Зрелищность, состязательность сделали спорт интересным для писателей, художников, кинематографистов; красота движений, трудность тренировок, радость победы и грусть поражения зафиксировали фотографии.

В 1836 в Петербурге на академической выставке экспонировались две статуи: «Парень, играющий в свайку» А. Логановского и «Парень, играющий в бабки» Н. Пименова. Скульптуры пришлись по душе А. Пушкину. Он написал тут же два экспромта. На статую «Парень, играющий в свайку» А. Логановского:

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, – тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин, клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.


Время великих спортсменов и великих песен о спорте, когда развитие спорта поддерживалось на государственном уровне. Поэты и композиторы, посвящали свои песни спорту. Много песен сложено на стихи Н. Добронравова композитором А. Пахмутовой: «Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Богатырская сила»… Немало песен спорту посвятил В. Высоцкий – «Утренняя гимнастика», «Марафон», «Вес взят!», «Песенка про прыгуна в высоту», «Мы – спортсмены» «Спортивный марш». Спорт всегда был и остается излюбленной темой всех видов пластического искусства, особенно скульптуры. В своих произведениях художник не только воплощает красоту тренированного человеческого тела, динамизм спортивной схватки, но и творчески раскрывает внутренний облик человека в момент высочайшей его собранности, волевого напряжения, спортивного подвига. Издавна предпринимались попытки совместного проведения спортивных соревнований и художественных конкурсов. Еще в Древней Греции на Истмийских, Панафинейских, Пифийских, Немейских играх проводились состязания не только спортсменов, но также певцов, музыкантов, ораторов. Эту идею применительно к современным Олимпийским играм пытался реализовать и Пьер де Кубертен. В 1906 он предложил включить в программу Олимпийских игр художественные конкурсы («Penthatlon of the Muses») в 5 видах искусства: архитектуре, скульптуре, музыке, живописи и литературе. Такие конкурсы проводились на Играх в период с 1912 по 1948. В 1912 в художественных конкурсах приняли участие представители 31 страны. На Играх 1936 было проведено 15 художественных конкурсов. С 1952 по решению МОК они были заменены на Олимпийских играх культурной программой (художественными концертами, выставками и др. подобными мероприятиями). Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения.

Sidebar