ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В отечественной психологии формирование ИСД связывается главным образом с типологическими различиями людей, обусловленными свой ствами нервной системы и темперамента (Е.А. Климов; В.С. Мерлин и др.). Индивидуальный стиль деятельности в узком смысле слова – «об-условленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая склады- вается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности», в широком – «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности».
В психологии спорта ИСД исследовали Б.И. Якубчик, Е.П. Ильин, А.В. Дмитриев, В.А. Толочек и др. Авторами установлено, что индивидуальное своеобразие спортсменов наиболее отчетливо проявляется в индивидуальном стиле деятельности, который компенсирует недостатки темперамента и определяется в действиях, применяемых для достижения цели.
В отличие от классической концепции ИСД В.А. Толочек предлагает свой авторский подход к проблеме стиля. Главными отличиями авторского подхода в исследовании стилей деятельности от классического являются: деятельность субъектов рассматривается в контексте их совместной деятельности с другими, а их стиль – как интегрированные с учетом активности всех взаимодействующих субъектов; в качестве детерминант стилей субъектов рассматривается также роль других субъектов и факторов среды, в которой они взаимодействуют, условия, которые они частично формируют; проблема стиля автором изучается в видах деятельности с вариативно-изменчивыми условиями (спортивные единоборства), что позволяет определить стили как вариативно-изменчивые системы, имеющие структурно-функциональную организацию стилей, об их устойчивых и изменчивых характеристиках (подсистемах), о множественности стилей; в становлении стиля имеет место выбор, предпочтение исторически сложившихся целых «блоков» взаимосвязанных компонентов деятельности, согласованных с условиями деятельности и среды; в структурно-функциональной организации стилей различается три иерархических уровня их становления как систем, обеспечивающих и поддерживающих три уровня адаптации человека: подсистема первого уровня – субъективно удобных условий деятельности (СУУД) – «общая», обеспечивающая адаптацию индивида к типичной социальной среде; на втором уровне адаптация субъекта усиливается операциональными системами (ОС), обеспечивающими управление деятельностью в профессиональных ситуациях; третий уровень адаптации – подсистема «идеальных регуляторов/типа организации деятельности» (ИР/ТОД) – идеальные ориентиры,
позволяющие активно управлять условиями деятельности и среды; сущностные свойства стилей раскрываются в движении от частного к обще-му, от частных стилей к «общему» стилю человека: индивидуальные стили деятельности – стили профессиональной деятельности – стили деятельности – стили жизни – стили человека.