ГРЕБЛЯ НА МОРСКИХ ЯЛАХ
Гребля на шлюпках и ялах отличается тем, что весло закреплено на лодке с помощью различного вида устройств. Грести можно одним или двумя веслами одновременно. В связи с этим различают парную греблю, при которой один гребет двумя веслами, и распашную, когда 2–4–6–8 человек гребут каждый со своей стороны.
История развития гребли на шлюпках и военно-морских ялах в России берет свое начало со времен Петра Великого. В 1718 указом Петра I был основан первый в мире яхт-клуб, которому было присвоено название «Невский флот». По велению Петра I вельможам и дворянам было роздано построенное на верфях 141 судно. В царской инструкции хозяевам судов было указано являться на «экзерциции» – водные прогулки по реке Неве согласно утвержденному расписанию.
После Петра I регулярные обязательные занятия на гребных судах перестали существовать, но гребля прочно вошла в деловую жизнь молодой столицы. Ежегодно в период с 1742 по 1752 гг. Городская управа проводила на Неве соревнования профессиональных перевозчиков сначала на судах типа ялик, потом на других лодках. Первый гребной клуб был организован жителями прибрежной полосы Невы в Петербурге в 1858 и назывался кружком любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. 31 июля 1860 на р. Средняя Невка состоялась первая гребная гонка, в которой участвовали на различных шлюпках перевозчики, матросы и любители гребли.
В 1867 был основан первый в Москве «Московский речной яхт-клуб», получивший известность под названием «Стрелка». Помимо соревнований по академической гребле, проводились и гонки на яликах и шлюпках-двойках. Дальнейшее развитие гребли на шлюпках (народной гребли) шло параллельно с развитием академической гребли.
В период с 1928 по 1952 гг. по народной гребле проводились первенства СССР, с 1953 – первенства республик. В 1928 гребля (академическая и народная) вошла в программу Всесоюзной Спартакиады.
Одним из известных примеров состязаний на шлюпках является популярная в Голландии гонка – «Национальный чемпионат по гребле на шлюпках». Один из ее этапов – гонка по каналам Амстердама длиной 25 км, в ней участвуют более 140 команд. Особенностью мероприятия считается то, что на время гонки в «северной Венеции» движение прочих судов по каналам не прекращается – по ним катают туристов на прогулочных катерах, ходят баржи, на мостах работают светофоры, поэтому в итоговом результате всегда есть доля везения. Иногда случаются столкновения с другими судами, встречаются и заторы. Кроме этого, на протяжении гонки необходимо преодолеть 76 мостов, от крупных и до самых маленьких, где рулевой может удариться головой о пролет и где надо складывать весла с обоих бортов. Основными организаторами гонки выступают Королевский флот Нидерландов, Королевский морской музей, судостроительная верфь Амстердама, мэрия Амстердама. В этих гонках успешно выступают и российские гребцы из Тольятти.
Одним из видов гребли на шлюпках является гребля на военно-морских ялах, которая из чисто прикладной превратилась в спортивную в 30-х гг. ХХ в., когда на смену гребным спасательным судам во флоте пришли моторные шлюпы и катера. Культивируется гребля на 6- и 4-местных (весельных) ялах с рулевым. Гонки проводятся, как правило, по прямой дистанции 2000 м для мужчин на 6-вёсельных ялах и 1000 м для женщин, юношей и девушек на 4-вёсельных ялах. В наст. время гребля на ялах развивается гл.обр. в спортклубах ДОСААФ и ВМФ и является одним из видов программы соревнований по морскому многоборью.
Большой популярностью гребля на ялах пользуется не только в странах ближнего и дальнего зарубежья, но и в России (Санкт-Петербург, Москва, Астрахань). Так в ЧМ 2008 в Санкт-Петербурге принимали участие лучшие команды СНГ и Европы. Каждая из стран Беларусь, Украина, Казахстан, Литва, Эстония, Кыргызстан, Голландия, Германия выставила на старт по одному экипажу. Россия на этих соревнованиях была представлена двумя командами. В финальном заезде российские экипажи заняли 1-е и 3-е места, обогнав соперников из Белоруссии и Украины.