ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ


История военно-физкультурного образования в России начинается с организации первых команд и школ при военно-учебных заведениях и отдельных войсковых частях, которые готовили мониторов – помощников учителей по фехтованию (1816–1821) и гимнастике (1831).

Введение курсов гимнастики, фехтования, верховой езды во все военно-учебные заведения армии и флота Российской империи, а также включение в курс боевой подготовки отдельного предмета «Гимнастика», а затем и «Полевая гимнастика» потребовали массовой подготовки педагогических кадров. В 1854 открываются курсы по подготовке помощников учителей гимнастики для вузов. Переменный состав курсов состоял из 30 кантонистов.

В 1855 в Петербурге открывается офицерский фехтовально-гимнастический зал (Положение о нем утверждено в 1857), где за плату могли обучаться и гражданские лица. В том же году в Петербурге организуется Фехтовально-гимнастический кадр отдельного гвардейского корпуса (1855–1861). Штат переменного состава включал 230 солдат и унтер-офицеров, срок обучения – 1 год. Одновременно с ним открывается аналогичное заведение, переименованное позднее в гимнастическо-фехтовальный батальон гренадерского корпуса (1855–1865). Штат переменного состава включал 28 чел., срок обучения – 2 года.

С 1857 учителей гимнастики начали готовить училища военного ведомства, с 1863 – специальная Учительская военная семинария. В том же 1857 преподавателей гимнастики и фехтования для гвардейских частей начали готовить из солдат в гимнастических командах так называемого «Образцового полка». 11 сентября 1863 к Образцовому пехотному батальону присоединена Стрелковая офицерская школа (учрежденная для опыта в 1857) и Учебный фехтовально-гимнастический кадр, получившие общее название Учебный пехотный батальон. Он разместился в г. Ораниенбауме в здании бывшего военного (сухопутного) госпиталя. Были построены каменная казарма для Стрелковой роты Учебного пехотного батальона и стрельбище. С 1856 организована Гимнастическая команда Балтийского флота, где начинается, наряду с другими предметами, систематическое проведение занятий по гимнастике, фехтованию и плаванию. Перед ней ставилась конкретная задача: развивать у моряков большую физическую силу и ловкость. В дальнейшем (1862) эта команда была преобразована в Военно-морское гимнастическое заведение со сроком обучения: для офицеров – 1 год, для нижних чинов – 2 года. Подготовка специалистов по гимнастике и фехтованию с военно-прикладной направленностью в перечисленных военно-учебных заведениях осуществлялась на достаточно высоком уровне. Так, в Военно-морском гимнастическом заведении, просуществовавшем до 1878, в тренировочные занятия по прикладной гимнастике включались упражнения с парусным оснащением корабля на мачтах, установленных в спортивном зале; упражнения полевой гимнастики, применяемые во время десантных операций; фехтование на ружьях и саблях; плавание, гребля, длительный бег и др. Кроме того широко применялся соревновательный метод в процессе различных занятий.

В 1858 де Рон представляет проект и штаты Высшего гимнастического института на утверждение правительству. Однако проект был оставлен без внимания.

У истоков теоретического обоснования физической подготовки войск стоял выдающийся русский анатом и педагог Петр Францевич Лесгафт (1837–1909), который в 1874 был приглашен на работу в военное ведомство. В 1875–1876 он по заданию Главного управления военно-учебных заведений выезжал за границу (в Германию, Францию, Англию, Швецию, Данию и др.) для изучения опыта преподавания гимнастики и подготовки учителей этого профиля. В 1877– 1878 Петр Францевич участвует в организации военно-спортивных учебных заведений для офицеров кадетских корпусов, войск гвардии и Петербургского военного округа, а в дальнейшем читает для них теоретический курс физической подготовки.

Большое значение для совершенствования военно-физкультурного образования в России сыграла также теоретическая и практическая деятельность генералов М.И. Драгомирова и А.Д.Бутовского. Генерал М.И.Драгомиров (1839–1905) являлся ревностным продолжателем суворовских идей. Анализ литературы и архивных документов свидетельствует о том, что начиная с 20-х гг. XIX в. и в начале XX в. в России функционировало большое количество курсов и школ, которые готовили специалистов по физической подготовке для военно-учебных заведений и строевых частей из числа офицеров, унтер-офицеров и солдат, проявивших определенные способности к спорту (Петербургский, Варшавский, Одесский, Московский, Киевский и другие военные округа).

Обучением специалистов по физической подготовке (штатных и нештатных) занимался также Рижский учебный унтер-офицерский батальон (1900–1909). Обучающиеся получали краткие сведения «об устройстве, довольствии и сохранении здоровья войск», практические навыки и умения по гимнастике, фехтованию на рапирах и штыках, в плавании, стрельбе, а также в методике обучения молодых солдат.

Вместе с тем во всех учебных заведениях того времени из-за низкого уровня теоретической и практической подготовленности как преподавателей, так и обучающихся офицеров и солдат, отсутствия научно обоснованных программ и единых методов обучения приемам и действиям, эффективность учебного процесса по подготовке специалистов была в целом невысокой. В связи с этим остро встал вопрос о создании такого высшего специального военно-учебного заведения, которое стало бы центром методической и научно-исследовательской работы в России для армии и флота. Таким военно-учебным заведением и стала созданная в 1909 Главная гимнастическо-фехтовальная школа.

Sidebar