ВЕЛОСИПЕДНЫЙ СПОРТ


Соревновательная физическая активность с использованием велосипедов и одновременно собирательный термин для всех видов спорта, в которых используется ВЕЛОСИПЕД, в первую очередь дисциплин, где важна скорость. Существует множество категорий велосипедных соревнований: гонки на шоссейных велосипедах, велокросс, гонки на горных велосипедах, гонки на треке, BMX, а также велобол, фристайл BMX, триал на горных велосипедах и множество др.

Нет необходимости рассказывать обо всех предшественниках современного велосипеда, существовавших задолго до н.э. в Китае, а позднее в Египте и Индии. Основываясь на экспонатах Национального музея в Риме, итальянские археологи утверждают, что велосипед был изобретен более 2 тыс. лет назад. На фресках и рисунках на каменном саркофаге были изображены все важные детали, использованные позднее при конструировании велосипеда: шатуны, укрепленные на оси колеса, подобие рамы, рулевое управление, седло в виде стула со спинкой.

В архивах встречаются документы, свидетельствующие о том, что в средние века делались попытки построить двух- и четырехколесные машины, приводимые в движение цепными и шкивовыми передачами. Найденные в мадридском музее документы дают основание полагать, что одним из первых изобретателей цепной передачи был Леонардо да Винчи. Лишь через два столетия его изобретение нашло применение на велосипеде.

В конце XVIII – начале XIX вв. во многих странах талантливые механики занимались «изобретением» велосипеда. Так, на двухколесную конструкцию велосипеда (по одним источникам, изобретенную англичанином Старлеем, по другим – французом Сивраком) в 1816 немец фон Драйс установил руль. Прошло еще почти три четверти века, прежде чем шотландскому ветеринарному врачу Денлопу, утомленному грохотом металлических колес велосипеда, на котором катался его маленький сын, пришла в голову идея уменьшить шум, обтянув колеса резиновым шлангом.

В.с. популярен во всем мире, особенно в Европе. Наиболее преданы В.с. в Бельгии, где он по популярности делит с футболом первое – второе место. В первую линию стран, где огромное количество поклонников В.с., входят Австралия, Великобритания, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Швейцария. В некоторых странах популярны отдельные виды В.с. Напр., в Колумбии популярны шоссейные гонки, в Новой Зеландии – гонки на треке, а в Чехии – велобол. Пионерами состязаний по В. были шоссейники. Первое задокументированное велосипедное соревнование состоялась 31 мая 1868. Это была гонка на 1200-метровом участке в парке Сен-Клу под Парижем (в наст. время это Большой Париж).

Первая гонка в Бельгии состоялась в Генте 11 апреля 1869. Летом того же года между Верне и Адинкерке была организована первая межмуниципальная шоссейная гонка. 7 ноября 1869 на шоссе Париж – Руан была проведена первая гонка между двумя городами.

Первой задокументированной международной гонкой является первая же проведённая в Италии шоссейная гонка, которая состоялась 2 февраля 1870 по маршруту Флоренция – Пистойя. Организовал её недавно образованный клуб – Fast Club Firenze. В ней приняли участие велосипедисты из Бельгии, Нидерландов, Италии, США, Франции.

Первый рекорд скорости был зарегистрирован в Кембридже, где англичанин Доде 25 марта 1876 за один час проехал 25 км 508 м (почти 100 лет спустя в октябре 1972 в Мехико бельгийский велосипедист Эдди Меркс за то же время проехал 49 км 432 м).

В 60- гг. XIX в. в Европе стали появляться велоклубы: в Англии, Бельгии, Италии, Нидерландах, Франции, Швейцарии. Старейший клуб В.с., появившийся не в этих странах – велосипедный клуб американского Сент-Луиса, организованный в 1887. Практически все состязания по В.с. на шоссе организовывали велоклубы, и ещё чаще велосипедные издания. Или – спортивные.

В России первые соревнования велосипедистов были проведены в Москве летом 1883. Начиная с 1891, стали проводиться «всероссийские чемпионаты», первым чемпионом России был москвич Г. Девис, выигравший «классическую» дистанцию 7,5 версты.

Международный союз велосипедистов – Union Cycliste Internationale (UCI) создан 14 апреля 1900. Это руководящий орган В.с. и международных соревнований по большинству дисциплин В.с. Но отнюдь не всех. К примеру, самые престижные шоссейные соревнования не в ведении UCI. Большинство состязаний на треке во второй половине XIX в. устраивали спортивные объединения, которые именовали себя федерациями и ассоциациями. Доминирующей велосипедной ассоциацией в мире был Национальный союз велосипедистов – National Cycling Union (NCU) в Великобритании. Самые престижные состязания, которые организовывал NCU на велотреке, именовались чемпионатами мира.NCU далеко не всегда мог решить споры, возникающие во время гонок. В начале 1890-х гг. NCU становится непопулярным из-за противодействия гонщикам, называвшим себя «любителями». Необходимо было создать полностью независимый орган от какой-либо национальной организации и организовывать официальные чемпионаты мира. Британец Генри Стурми из журнала The Cyclist предложил в 1892 создать такой орган. По его просьбе один из руководителей NCU Джордж Лейси Хиллиер связался с национальными ассоциациями других стран. Они встретились в Лондоне в ноябре 1892. На совещание прибыли представители NCU, Союза французских спортивных обществ, Немецкого союза велосипедистов, Голландского союза велосипедистов, Союза велосипедистов Италии, Союза велосипедистов Бельгии и Ассоциации велосипедистов Канады. Они учредили новую организацию: Международную велосипедную ассоциацию – International Cycling Association (ICA). Именно по инициативе ICA стали проводиться официальные чемпионаты мира по В.с. на треке. Первый официальный чемпионат состоялся в 1893 в Чикаго (США). ICA организовывало мировые первенства на треке и фиксировало мировые рекорды в совершенно разных системах измерений: метрах, милях и ярдах, а также в верстах. Российский велосипедист Михаил Дьяков в 1896 установил мировой рекорд в часовой гонке. Через 4 года ICA перестал существовать, а Международный союз велосипедистов рекорд Дьякова забыл перерегистрировать.

В 1895 произошло событие, повлиявшее на долгие годы на развитие В.с. Одни гонщики жаловались, что они в невыгодном положении по сравнению с другими спортсменами, которые являются профессионалами. В итоге велогонщики были разделены на любителей, которые не получают денежного вознаграждения за свои выступления, и профессионалов, которые получают деньги за победы в соревнованиях.

Французы были страшно недовольны распределением голосов в ICA, а также деталями в определении статуса любителей и профессионалов. Возникли и другие серьёзные разногласия. Самые серьёзные ссоры начались у Франции с Великобританией. Британцы хотели в рамках ICA организовать отдельные Федерации Англии, Ирландии, Шотландии, Уэльса и выступать отдельными сборными на первенствах планеты. Французы в 1900 неожиданно для британцев и других учредителей ICA, организовали новое международное объединение по В.с.

Один из самых успешных велосипедистов конца 1880-х бельгиец Эмиль Де Бёкелаер собрал в Париже 14 апреля 1900 шесть делегатов из пяти стран: сам Де Бёкелаер представлял Велосипедную бельгийскую лигу, француз Виктор Брейер –Национальную велосипедную ассоциацию США, француз Альфред Ригель – Союз велосипедистов Франции, француз Граф Виллер – Союз французских спортивных обществ, итальянец Марио Бруццоне – Союз велосипедистов Италии и ещё один француз Поль Руссо – Союз велосипедистов Швейцарии. Был учреждён Международный союз велосипедистов. Поль Руссо стал генеральным секретарем, а Эмиль Де Бёкелаер – президентом, и оставался таковым до своей смерти в 1922.

UCI быстро организовал чемпионат мира по треку в Париже и укрепил свои позиции в мировом В.с.

С 1893 по 1899 два первенства планеты ICA состоялись в Северной Америке, что вызывало недовольство многих европейских велосипедных федераций. UCI анонсировало, что будет организовывать почти все старты в Европе. ICA потеряло влияние в велосипедном мире. Кстати, несколько десятилетий UCI не признавало первенства планеты, которые были организованы ICA. UCI применил очень серьезные санкции ко всем британским велосипедистам: британские гонщики не имели права участвовать во всех соревнованиях под эгидой UCI в 1900– 1902.

Что касается почти всех мировых рекордов, то UCI бесчисленное количество раз их «обнуляло»: в двадцатые, тридцатые, пятидесятые годы. И, наконец, в 1992. И каждый раз это создавало страшную путаницу.

В 1965 под давлением МОК (тогда Олимпийские игры были чисто любительским мероприятием), UCI создал два подшефных органа: Международную федерацию любительского велоспорта – Fédération Internationale Amateur de Cyclisme (FIAC) и Международную федерацию профессионального велоспорта – Fédération Internationale de Cyclisme Professionnel (FICP). Президентом FIAC долгое время был представитель Советского Союза Валерий Сысоев.

UCI координаторовал работу обоих органов. FIAC базировался в Риме, FICP – в Люксембурге, а UCI – в то время в Женеве. FIAC была самой крупной из двух организаций, объединяющей в те годы 127 федераций на всех пяти континентах. В нем доминировали страны Восточного блока, которые занимались любительским спортом. FIAC организовал состязания по В.с. на ОИ, и велосипедисты FIAC соревновались с членами FICP лишь в редких случаях. В 1992 UCI воссоединил FIAC и FICP и снова объединил их в UCI.

В наст. время штаб-квартира UCI находится в маленьком (население чуть более 10 тыс. жителей) городе Эгль на юго-западе Швейцарии. Президент француз Давид Лапартьен. На 1 января 2022 в UCI входят 5 континентальных федераций и 201 национальная.

Кроме UCI заслуживает внимания ещё два велосипедных обьединения.

Международная ассоциация транспортных средств с приводом от человека – International Human Powered Vehicle Association (IHPVA) – организация, занимающаяся продвижением проектирования и разработки транспортных средств с приводом от человека в новых технологиях. К примеру, регистрирует рекорды скорости на велосипедах, на которых можно не сидеть, а лежать. IHPVA налагает гораздо меньше ограничений на конструкцию велосипедов, чем UCI, и занимается регистрацией рекордов скорости и расстояния для этих новых транспортных средств, в данном случае в В.с. Ассоциация велоспорта ультра марафонов – Ultra Marathon Cycling Association (UMCA) является руководящим органом многих велогонок на сверхдлинные дистанции.

Во второй половине XIX в. велосипеды использовались не только в мирной жизни, но и в ходе военных действий. Десятки тысяч солдат на велосипедах участвовали в англо-бурской войне на территории современной ЮАР. Кстати, это был один из факторов того, что в конце XIX в. велосипедные гонки превратились из любительского развлечения в профессиональный вид спорта. В начале XX в. существовала одна велосипедная дисциплина, ныне не существующая. UCI анонсировала, что будет награждать всех, кто сумеет проехать вокруг Европы. Были разработаны маршруты. Многие гонщики отправились покорять Европу. Онисим Панкратов, русский спортсмен и военный лётчик, герой Первой мировой войны пошёл ещё дальше и совершил в 1911–1913 первое в российской велосипедной истории кругосветное путешествие на велосипеде. Панкратов за свое кругосветное путешествие был награждён Бриллиантовой Звездой от Международной Федерации туристов и UCI.

Соревнования велосипедистов входили в программу всех Олимпийских игр. Долгое время организаторы Игр составляли программу соревнований по В.с. по своему усмотрению, иногда устраивая гонки только на треке (1900, 1904) или только на шоссе (1912). Современный регламент соревнований по велосипедному спорту в общих чертах стал определяться с 1928. Но в последние десятилетия он довольно часто видоизменялся.

В соревнованиях по велосипедному спорту на всех Олимпийских играх ведущую роль играли европейские спортсмены. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Нидерландов, Бельгии, СССР.

Советские велосипедисты участвуют в олимпийских соревнованиях с 1952. Первую победу они одержали на Ирах в Риме в 1960. Виктор Капитонов стал олимпийским чемпионом в групповой шоссейной гонке. 20 лет спустя, в 1980 Сергей Сухорученков повторил этот успех, выиграв групповую гонку. Бронз. призером стал Юрий Баринов.

На ОИ 1972 советский флаг был поднят в честь квартета шоссейников: Г. Комнатова, В. Лихачева, Б. Шухова и В. Ярды, которые были первыми в команд. гонке на 100 км. Мюнхенский успех был повторен в Монреале командой, в которой выступали А. Пиккуус, В. Каминский, В. Чаплыгин и А. Чуканов (через год эта же четверка была сильнейшей на чемпионате мира).

На Московской Олимпиаде 1980 советский шоссейный квартет: Ю. Каширин, О. Логвин, С. Шелпаков и А. Яркин вновь стал первым.

Первую победу они одержали на Играх в Риме в 1960: Виктор Капитонов стал олимпийским чемпионом в групповой шоссейной гонке. В 1972 на Играх в Мюнхене первыми из советских трековиков на высшую ступень олимпийского пьедестала почета поднялись В. Семенец и И.Целовальников, выигравшие соревнования в гонках на тандемах. На тех же Олимпийских играх советский флаг был поднят в честь квартета шоссейников: Г. Комнатова, В. Лихачева, Б. Шухова и В. Ярды, которые были первыми в командной гонке на 100 км. Мюнхенский успех был повторен в Монреале командой, в которой выступили А. Пикуус, В. Каминский, В. Чаплыгин и А. Чуканов (через год эта же четверка была сильнейшей на чемпионате мира в Венесуэле).

Федерация велосипедного спорта СССР была принята в UCI в 1952. Преемницей этой Федерации в современной России стала Федерация велосипедного спорта России (ФВСР), учрежденная в 1990. Она объединяет спортивные организации 63 субъектов РФ. ФВСР признана Олимпийским Комитетом России, Министерством спорта РФ, Международным Союзом Велосипедистов (UCI), Европейским Союзом Велосипедистов (UEC) в качестве единственной организации, обладающей исключительными полномочиями по управлению развитием велосипедного спорта в стране, проведению связанных с велосипедным спортом национальных и международных соревнований на территории РФ, представлению данного вида спорта в субъектах международных спортивных отношений: осуществлению связей и контактов с Международным союзом велосипедистов, национальными союзами и федерациями велосипедистов в др. странах, а также иными иностранными, российскими и международными объединениями. Президенты ФВСР: в 1989–1996 Ростислав Варгашкин, 1996–1997 Валерий Сысоев, 1997– 2000 Андрей Захаров, 2000–2008 Александр Гусятников, 2008–2010 Олег Сиенко, 2010–2016 Игорь Макаров, с 2016 – олимпийский чемпион Вячеслав Екимов.

Дисциплины велосипедного спорта

Велогонки на шоссе

Самые популярное и финансово обеспеченное направление велосипедного спорта. Особенностью мужского В.ш. является то, что главными и самыми популярными в мире шоссейными гонками являются в наст. время отнюдь не ОИ и чемпионаты мира, а две многодневные и пять однодневных гонок. В 1950–1980-е гг. было разделение на любителей и профессионалов. У любителей была очень популярной многодневка – Велогонка Мира. После объединения любителей и профессионалов гонщики России стали выступать в серии соревнований профессионалов.

Советские гонщики дебютировали на ЧМ в 1954. Трижды поднимались на пьедестал почета в групповой гонке на шоссе. В их копилке два «золота»: 1981 – Андрей Ведерников, 1991 – Виктор Ржаксинский; и одно «серебро» в 1977 – Сергей Морозов. На ЧМ в команд. гонке на шоссе (проводилась с 1962 по 1994) пять раз побеждали спортсмены СССР – 1970, 1977, 1983, 1985, 1990. На счету советских гонщиков 6 серебр и 3 бронз. награды. Под флагом России в групповой гонке на шоссе Александр Колобнев завоевал бронз. награду на ОИ 2008 и две серебр. на ЧМ 2007 и 2009.

Самое престижное состязание В.ш. – Тур де Франс – Le Tour de France. Многодневная велогонка, которую называют «Большая петля». Велогонка «Тур де Франс» изначально была учреждена как рекламный проект газеты L’Auto (предшественник нынешней L’Équipe) его редактором и соучредителем Анри Дегранжем и была призвана конкурировать с велогонкой Париж – Брест – Париж, спонсируемой газетой Le Petit Journal и велогонкой Бордо–Париж. Успех гонки Le Tour de France стал большим успехом и для газеты L’Auto, число подписчиков которой выросло в 1903 году с 25 тыс. до Тура до 65 тыс. после Тура.

Сегодня Тур организовывает «Общество Тур-де-Франс» – филиал Amaury Sport Organisation (ASO), который является частью медиахолдинга, в который входит газета L’Équipe. Фирма ASO также проводит Ралли Дакар. Тур де Франс состоит из 21 этапа. Каждый этап длится один день. Каждый гонщик должен закончить этап. Длина гонки колеблется от 3000 до 4000 км. Самая длинная гонка состоялась в 1926 – 5745 км. Победителем Тура становится гонщик, суммарное время всех этапов которого является наименьшим среди всех участников.

По пять раз выигрывали гонку: француз Жак Анкетиль – 1957, 1961–1964; бельгиеец Эдди Меркс – 1969–1972, 1974; француз Бернар Ино – 1968, 1979, 1981, 1982, 1985; испанец Мигель Индурайн – 1991–1995.

Второе по значимости соревнование в мире В.ш. – многодневка по Италии — Джиро д’Италия – Giro d’Italia. Проходит ежегодно по территории Италии на протяжении трёх недель обычно в мае-июне. В отличие от многих многодневок лидер гонки едет в розово-пурпурный майке, по цвету страниц газеты-организатора La Gazzetta dello Sport. Главному редактору раздела о велоспорте Армандо Куне итальянской спортивной газеты Gazzetta dello Sport пришла идея создать велогонку для привлечения подписчиков к изданию. Первая Джиро д’Италия стартовала 13 мая 1909 в 14:53 по местному времени на площади Лорето в Милане, финиш также состоялся в Милане. Всего было проведено 8 этапов общей протяженностью 2488 км (средняя протяженность этапа составила 311 км – цифра фантастическая по нынешним меркам). До финиша в Милане из 127 гонщиков добрались только 49. Первым победителем гонки стал итальянец Луиджи Ганна, который получил за это 5325 лир, а последний классифицированный получил 300 лир. Для сравнения, Армандо Куне получал ежемесячную зарплату 150 лир.

По пять раз в гонке побеждали итальянцы Альфредо Бинда – 1925, 1927, 1928, 1929, 1933 и Фаусто Коппи – 1940, 1947, 1949, 1952, 1953, а также бельгиец Эдди Меркс – 1968, 1970, 1972, 1973, 1974.

Из российских спортсменов гонку выигрывали: Евгений Берзин – 1994 (занял второе место в 1995), Павел Тонков –1996 (был вторым в 1997 и 1998) и Денис Меньшов – 2009.

Помимо основных состязаний с 1988 проводятся Джиро д’Италия для женщин и Джирино д’Италия для юниоров. Джиро д’Италия для женщин – Giro d’Italia Femminile (есть ещё названия Giro Donne и Giro Rosa) – многодневная ежегодная велогонка, проводится летом. Считается самой престижной многодневкой в женских В.ш. Первая гонка состоялась в 1988. Лишь одна российская спортсменка выиграла эту гонку – Светлана Бубненкова в 2002.

Есть пять однодневных шоссейных суперпрестижных гонок у мужчин.

Милан–Сан-Ремо, которая часто называется «Весенняя классика». Дистанция – 298 км. Это самая длинная профессиональная однодневная гонка в современных В.ш. Первая крупная классическая гонка в сезоне, обычно проводится в третью субботу марта. Впервые была проведена в 1907. Милан–Сан-Ремо считается классикой для спринтеров из-за ее преимущественно плоской трассы, в то время как другая итальянская монументальная гонка, Джиро ди Ломбардия, проводимая осенью, считается классикой для горных гонщиков. Самый титулованный в гонке Милан–Сан-Ремо бельгиец Эдди Меркс. На его счету 7 побед. Итальянцы выигрывали гонку 51 раз, бельгийцы 22 раза.

Следующая в календаре ежегодная гонка Тур Фландрии, или Ronde van Vlaanderen. Проводится во Фландрии каждую весну. 25 мая 1913 Карел ван Вейнендаэле организовал первый Тур по Фландрии, пересекая две западные провинции Фландрии. Всего на счету бельгийцев 69 побед. Бельгиец Эдди Меркс дважды был первым. Но не он рекордсмен по количеству побед. Рекордсменов аж шестеро.

Следующая гонка: Париж–Рубе – Королева классики или l’Enfer du Nord, что в переводе «Северный ад». Традиционно проводится через неделю после Тура Фландрии и является последней из гонок по булыжнику. Впервые она была организована в 1896. Решающими участками этого Тура являются многочисленные длинные участки булыжных дорог, что делает его самой неприятной однодневной гонкой. С 1977 победитель Париж–Рубе получает булыжник – как специальный приз. Больше всего побед у бельгийцев – 57. По три выигрыша на счету именитых Э. Меркса из Бельгии и Ф. Мозера из Италии.

Четвёртая по счету гонка Льеж–Бастонь– Льеж. Её также называют La Doyenne, или «Старая леди». Впервые была проведена в 1892. Одна из старейших гонок в мире. Проходит ежегодно в конце апреля. Самым успешным гонщиком с пятью победами является Э. Меркс. Всего на счету бельгийцев 59 побед. В 1994 Льеж–Бастонь–Льеж выиграл россиянин Евгений Берзин.

Последняя суперклассическая гонка – Джиро ди Ломбардия. Её называют осенняя классика или гонка падающих листьев, проводится в октябре или конце сентября. Первоначально была организована как Милан–Милан в 1905. В 1907 стала называться Джиро ди Ломбардия. Проходит по холмам вокруг озера Комо. 69 побед на счету итальянцев. Фаусто Коппи выиграл гонку 5 раз, из них у него 4 победы подряд. В 1994 гонку выиграл россиянин Владислав Бобрик. Победа в каждой из этих пяти однодневных гонок ничуть не менее значима, чем победа на чемпионате мира.

Чемпионат мира среди профессионалов, а позднее он получил название Элита проводится с 1927. Единственный раз советский гонщик вошёл в число призёров – Дмитрий Конышев был вторым в 1989. Первый чемпионат выиграл Альфредо Бинда из Италии. Гонка проводится либо на относительно ровной трассе, которая больше подходит для велосипедистов-спринтеров, либо на холмистой трассе, которая больше подходит для горных гонщиков или велосипедистов-универсалов.

Пять гонщиков выигрывали чемпионат мира трижды: Альфредо Бинда из Италии – 1927, 1930, 1932; бельгийцы Рик Ван Стинберген – 1949, 1956, 1957 и Эдди Меркс – 1967, 1971, 1974; испанец Оскар Фрейре – 1999, 2001, 2004; Питер Саган из Словении – единственный гонщик, завоевавший три титула подряд – 2015, 2016, 2017.

С 1994 на шоссе разыгрывается индивидуальная гонка на время. Первым чемпионом мира в итальянском курортном местечке Агридженто стал британский велосипедист Кристофер Бордман. По четыре победы на счету Тони Мартина из Германии и Фабьена Канчелара из Швейцарии. Канчелара дважды побеждал в этой дисциплине на ОИ. По одной победе на чемпионате мира и ОИ у Брэдли Марка Уиггинса из Британии.Две золотые олимпийские награды у россиянина Вячеслава Екимова.

В СССР очень долго проводилась Гонка по Садовому кольцу. Впервые она состоялась 25 июня 1920. Маршрут проходил через трамвайные пути по избитой булыжной мостовой мимо тысяч зрителей. Гонщиков поджидали неожиданные сложности на трассе. Им приходилось продираться сквозь толпы зрителей. В 1920-е гг. организаторы не задумывались о безопасности, да и не было опыта, как её обеспечить.

В 1921 гонка не состоялась, а с 1922 стала проводиться ежегодно в начале мая, впоследствии в День Победы 9 мая. Победителями были звёзды отечественного велоспорта: Николай Денисов, Павел Миронов, Игорь Ипполитов, Василий Мельников, Вениамин Батаен, Всеволод Дайреджиев, олимпийский чемпион Виктор Капитонов, неоднократные чемпионы страны и победители велогонок мира Гайнан Сайдхужин, Анатолий Черепович, Ростислав Чижиков, Евгений Клевцов, Фёдор Тарачков. Гонка не была приостановлена даже во время Великой Отечественной войны: с 1941 по 1945 по Садовому кольцу проезжали лучшие велогонщики СССР. Важность и значимость гонки по Садовому кольцу подтверждал тот факт, что главными судьями в разные годы были маршалы Советского Союза, среди которых один из первых маршалов СССР Семён Будённый.

Кроме этого, иногда проводилась Гонка вокруг Кремля, с заездом на Театральную площадь. Иногда эти гонки проводились по правилам критериума. Но, к великому сожалению, обе эти гонки (кстати, Гонка по Садовому кольцу одна из самых старых в мировой истории) перестали существовать.

Критериум – сравнительно короткая велогонка, состоит из небольших кругов, чем и объясняется прозвище «Круг вокруг церкви». Часто проходят по правилам групповой гонки на треке, с промежуточные финишами. Продолжительность гонки обычно не превышает один час. Средняя скорость и интенсивность заметно выше, чем в классических гонках. Критериумы хороши для зрителей, поскольку позволяют им много раз видеть, как гонщики проезжают мимо.

Третья по значимости многодневка Вуэльта Испании – Vuelta a España. Шоссейная многодневная велогонка, которая проводится с 1935 ежегодно по территории Испании и Андорры. В 2007 её выиграл россиянин Денис Меньшов.

Тур Швейцарии – Tour de Suisse – ежегодная шоссейная многодневная велогонка, четвёртая по значимости в мире. Проходит по дорогам Швейцарии. В 1908 к 25-летию Швейцарской федерации велоспорта была предпринята попытка организовать многодневную гонку. Состоялись две однодневные гонки с дистанцией более 300 км. Первый Тур Швейцарии, наконец, состоялся в конце августа – начале сентября 1933 и был приурочен к 50-летию Федерации велоспорта Швейцарии. В Туре Швейцарии побеждали: в 1995 – Павел Тонков и в 2007 – Владимир Карпец.

Из однодневных гонок после пяти так называемых «монументов» выделяется Амстел Голд Рейс. Гонка была создана нидерландскими спортивными промоутерами Тоном Виссерсом и Херманом Кроттом. Их мечтой было создать нидерландскую классическую гонку, способную конкурировать с монументами Фландрии и Италии. 30 апреля 1966 – день национального праздника Нидерландов. Планировалось провести 280-километровую гонку между Амстердамом и Маастрихтом. Призовой фонд составлял 10 000 гульденов, пятую часть которого должен был получить победитель. Однако идея провести гонку в День королевы привела организаторов на грань катастрофы. Необходимо было согласовать маршрут с полицией и властями на местах. Из-за праздника значительную часть дорог невозможно было использовать, что удлиняло и без того не короткую гонку. Незадолго до начала стало ясно, что невозможно будет использовать единственный подходящий мост через Холландс-Дип. Кроме того, голландские хиппи и анархисты могли устроить в этот день массовые беспорядки. В итоге 26 апреля Кротт и Виссерс объявили на пресс-конференции об отмене гонки. Вмешался министр транспорта, позволивший устроить гонку с условием, что она больше никогда не пройдёт в национальный праздник.

Несколько лет лучший шоссейный велогонщик Эдди Меркс не участвовал в Амстел Голд Рейс, поскольку организаторы гонки не могли оплатить его стартовый взнос. В 1973 директор гонки Херман Кротт согласился заплатить значительную сумму команде Меркса. Но при условии, что Меркс обязательно выиграет гонку. Бельгиец согласился и выиграл, более чем на 3 мин опередив ближайшего преследователя. Два года спустя Меркс стал первым гонщиком, который выиграл гонку дважды. В 2009 гонку по- бедил Сергей Иванов из Чувашии.

Из гонок для любителей стоит выделить Тур де л’Авенир – Tour de l’Avenir – Тур будущего. Впервые гонка была организована в 1961 редактором «L’Equipe» Жаком Маршандом, как любительский Тур де Франс. Целью было привлечение гонщиков из СССР и других социалистических стран, в которых, как утверждалось, профессиональных спортсменов не было. Сергей Сухорученков, единственный, кому удавалось выиграть гонку более одного раза. Он был первым в 1978 и 1979 и вторым в 1980 и 1981. В 1978 первые три места в генеральной классификации заняли советские спортсмены: Сергей Сухорученков, Рамазан Галялетдинов, Сергей Морозов.

Ещё одна гонка Il Giro delle Regioni – гонка по Италии. Впервые была организована в 1976 по инициативе трех изданий: l’Unità, Rinascita di Ravenna и Pedale Ravennate. В этой гонке отличились: Сергей Сухорученков 1979 и 1981, Ааво Пиккуус 1978, Иван Мищенко 1982, Дмитрий Конышев 1987, Павел Черкасов 1993.

Молочную гонку – одно из названий Тур Британии – Tour of Britain – многодневку по дорогам Британии в 1980 выиграл Иван Мищенко.

В этих трех гонках согласно регламенту могли кроме любителей принимать участие профессионалы. Поэтому эти гонки назывались открытыми.

С 1979 по 1983 лучшему гонщику-любителю вручался приз «Золотая пальмовая ветвь Мэрлен-Пляж», учрежденный крупной строительной фирмой «Мэрлен-Пляж» совместно с французской спортивной газетой «Экип». В 1979, 1980, 1981 за лучший результат, показанный по итогам года в шоссейных гонках приз был вручён Сергею Сухорученкову. В 1980 и 1981 второй приз получил Юрий Баринов. В 1981 все пять призов (вручали призы первым пяти гонщикам) получили советские гонщики: Сергей Сухорученков, Юрий Баринов, Андрей Ведерников, Шахид Загретдинов, Иван Мищенко. В 1982 первый приз был вручен советскому велосипедисту Ивану Мищенко.

В женских В.ш., популярность и значимость олимпийских наград и званий чемпионов мира выше, чем победы на многодневных и однодневных гонках.

Впервые награды в групповой гонке на шоссе были разыграны в 1958. Победила Элси Жакобс из Люксембурга. В групповой гонке на чемпионатах мира у советских гонщиц три победы: Эмилия Сонк (1964) и Анна Конкина (1970 и 1971). Вторые места занимали: Тамара Новикова в 1958, Айно Пуронен в 1959, Галина Юдина в 1964, Любовь Задорожная в 1967 и 1972. Наиболее успешно выступала француженка Жанни Лонго – 5 побед. Три победы у Марианны Вос и одна у Бет Хайден (чемпионки мира по скоростному бегу на коньках).

В командной гонке на чемпионатах мира (проводилась с 1987 по 1994) чаще всего побеждали советские и российские гонщицы: четырежды (1987, 1989, 1993, 1994). Последние две гонки выиграла команда в одном составе: Светлана Бубненкова, Александра Колясева, Валентина Полханова, Ольга Соколова.

Звание чемпионки мира в индивидуальной гонке на время разыгрывается, как и у мужчин с 1994. Успехи российского спорта связаны с Зульфией Забировой. В её копилке одно первое место – 2002, два вторых – 1997, 1998 и два третьих – 2003, 2004. Плюс победа в этом виде на ОИ. Чаще всего побеждала на чемпионатах мира Жанни Лонго – 4 раза. На счету гонщиц из Нидерландов и США по 7 побед. На счету американки Кристин Армстронг 3 олимпийские победы и два титула чемпионки мира.

В последние годы Российская гонщица Ольга Забелинская на ОИ 2012 стала двукратным бронз. призером в групповой гонке и гонке с раздельным стартом. На ОИ 2016 она заняла 2-е место в гонке с раздельным стартом.

Велогонки на треке

Часовой рекорд на велотреке – расстояние, которое способен проехать велосипедист за 1 час. Одна из самых престижных дисциплин в В.т. Ведущие гонщики мира ещё в XIX в. начали фиксировать мировые рекорды. Такие асы В.т., как итальянцы Фаусто Коппи и Франческо Мозер, француз Жак Анкетиль и бельгиец Эдди Меркс, неоднократно вели атаку на рекорд мира в часовой гонке. Меркс установил в 1972 мировой рекорд – 49 431 м, который не могли побить очень долго.

Франческо Мозер в течение нескольких лет вёл атаку на высшее достижение. Один из рекордов Мозер установил в Москве, в Крылатском в 1987. Это был единственный случай, когда трибуны знаменитого велотрека были заполнены до отказа. Итальянец использовал новейшие технологии велостроения. Два мировых рекорда среди любителей на велодроме в Крылатском установил Вячеслав Екимов.

Показатель Мозера и Екимова на ещё более совершенном велосипеде побил будущий герой фильма «Летучий шотландец» Грэм Обри, «спрятавший» руки под руль и положив туловище на велосипед. Обри – первый чемпион мира в 1993 в индивидуальной гонке преследования в категория Элита.

В следующие три года рекорд улучшался многократно. В сентябре 1996 на треке Манчестера британец Кристофер Бордман показал 56,375 км. UCI понимая, что рекорды обновляются не за счёт силы велогонщика, а за счет технического совершенства его велосипеда, вернула рекорд Мерксу и назвала его «часовой рекорд UCI», а результаты с 1984 стали именоваться «лучшими человеческими достижениями» или «абсолютными рекордами». Критерием признания результата «часовым рекордом UCI» является соответствие велосипеда ряду требований, приближающее его к велосипедам 1970-х.

UCI много раз менял регламент для регистрации мировых рекордов. К примеру, UCI запретил лежачие велосипеды (лигерады) на соревнованиях и попытках установить мировой рекорд 1 апреля 1934. Более поздние изменения включали ограничения на положение при езде, подобные тем, которые коснулись Грэма Обри в 1990-х, и запрет в 2000 на все рамы без подседельной трубы.

Лигерад (от нем. – Liegerad, есть и другое название – «рикамбент») – лежачий велосипед, позволяющий велосипедисту ехать полулёжа или лёжа на спине, в редких случаях – на животе.

Лигерады быстрее обычных велосипедов из-за лучшей обтекаемости и по этой причине не допускаются на соревнования UCI. Для лигерадов проводятся специальные соревнования IHPVA.

«Часовой рекорд UCI» в 2000 удалось-таки установить Бордману, всего на 10 м превзошедшему результат великого бельгийца.

Следующий мировой рекорд помог установить велотрек в Крылатском. Чешский гонщик Ондрей Сосенка видел манчестерский заезд Бордмана вживую и поклялся себе превзойти его рекорд. В июле 2005 Сосенка проехал за час 49,7 км на московском треке «Крылатское» и установил новый мировой рекорд. 2-метровый гигант использовал велосипед с необычным расположением седла и весьма небольшой рамой в верхнем сечении, но уложился в стандарты UCI.

В сентябре 2014 UCI немного ослабил и изменил правила установления часового рекорда. И начались новые атаки на часовой рекорд. Немец Йенс Фогт на закате своей карьеры поставил новый мировой рекорд, проехав на почти полтора километра больше. В октябре того же года результат Фогта был побит на 737 м австрийцем Маттиасом Брендле. 7 июня 2015 Брэдли Марк Уиггинс на велосипеде Pinarelli Bolide TT побил рекорд Алекса Даусетта, проехав 54 526 м. 16 апреля 2019 бельгиец Виктор Кампенартс в высокогорном мексиканском городе Агуаскальентес установил новый часовой рекорд езды – 55 089 м, улучшив прежнее достижение Брэдли Уиггинса на 563 м.

Особняком стоят мужские парные гонки, которые называют также мэдисон или американка. Эти соревнования проводятся с начала ХХ в. В XIX в. в Британии и США были популярны гонки на «износ», до полного изнеможения. Состязания проводились по 24 часа подряд, и даже по двое и трое суток. Гонщики иной раз засыпали во время этих соревнований. Появился закон, который ограничивал гонки по времени. У организаторов появилась идея менять велосипедистов. Участвуют двое, один едет, а второй отдыхает. И закон фактически «обойден». Называть эти соревнования стали мэдисон. Одна из причин такого названия – гонка проводилась в знаменитом Мэдисон-сквер-гарден в Нью-Йорке. Гонки стали очень популярными. Вскоре был придуман новый вид – Шестидневная гонка. Вскоре соревнования были «экспортированы» в Европу, где особенно популярными стали в Бельгии и Германии. Первая шестидневная велогонка – мэдисон в Москве прошла в 1991, затем в 2002 и 2003. Больше ни в СССР, ни на территории СНГ и России они не проводились.

По числу побед в шестидневных гонках лучший показатель у бельгийца Патрика Серкю. Лучшая пара бельгийцы Эдди Меркс и Патрик Серкю.

Патрик Серкю выиграл 88 шестидневных гонок из 223. Эдди Меркс (выступал только с Серкю) выиграл 17 из 35 (наибольший процент успеха 48%). Второй по этому показателю Франческо Мозер – 15 из 35 (42%). Шестидневные гонки чаще всего проводились в Берлине – 108 раз, Генте – 79, Нью-Йорке – 70 (больше не проводятся), Дортмунде – 67, Цюрихе – 58, Антверпене и Копенгагене – по 52.

В программу чемпионатов мира мэдисон был включён сравнительно поздно.

Два последних чемпионата мира и ОИ-2020 выиграли датчане Лассе Норман Хансен и Михаэль Мёркёв.

Советские велосипедисты-трековики начали участвовать в чемпионатах мира с 1954. Тогда, на первенстве планеты в Кёльне Ростислав Варгашкин вошел в восьмерку сильнейших спринтеров. В 1957 на чемпионате мира в Льеже Борис Романов впервые в спринте стал участником полуфинала, заняв 4-е место.

Успешному выступлению советских гонщиков на треке способстовало открытие в последние дни 1979 великолепного трека в Крылатском, полотно которого до сих пор считается едва ли не самым быстрым в мире.

Спринт разыгрывается у любителей с 1893, у профессионалов с 1895, а с 1993 в категории «элита».

С 1985 гонка на 200 м с хода стала квалификацией для состязаний спринтеров. Чаще всего мировые рекорды в гонке на 200 м с хода устанавливались на велотреке в Крылатском.

Наилучший показатель среди профессионалов у японского спринтера Койчи Накано. Он выигрывал десять лет подряд (самый лучший результат в истории во всех видах спорта) – с 1977 по 1986. Наилучший показатель в спринте среди любителей у француза Даниэля Морелона: 7 побед (1966, 1967, 1969, 1970, 1971, 1973, 1975) и плюс два выигрыша на ОИ.

Успехи советских/российских спринтеров. Сергей Копылов: 2 раза первое (1981, 1982), 1 раз второе (1983) место; Денис Дмитриев: 1 раз первое (2017), 2 раза второе (2013, 2015), 2 раза третье (2014, 2016); Омар Пхакадзе: 1 раз первое (1965), 1 раз второе (1969), 1 раз третье (1966); Сергей Кравцов: 2 раза второе (1971, 1974); Анатолий Яблуновский: 1 раз второе место (1973).

Чемпионами Европы становились: Денис Дмитриев в 2010, 2012, 2013; Павел Якушевский в 2016.

В женском спринте доминировали советские и затем российские гонщицы. Самая титулованная Галина Ермолаева: 6-кратная чемпионка – 1958 (впервые разыгрывались), 1961, 1963, 1972; 5 серебр. медалей – 1964, 1965, 1969–1971; 3 бронз. – 1967, 1968, 1973; Галина Царёва: 6-кратная чемпионка – 1969–1971, 1977–1979; серебр. (1980) и бронз. призер (1974); Валентина Савина: 3-кратная чемпионка (1962, 1965, 1967), серебр. (1966) и бронз. (1970) призер; Светлана Гранковская: 3-кратная чемпионка 2001, 2003, 2004; Ирина Кириченко: 2-кратная чемпионка 1964, 1966, 4 серебр. (1962, 1963, 1967, 1968) и бронз. (1969) медали; Эрика Салумяэ: 2-кратная чемпионка 1987, 1989; дважды серебр. призер 1984, 1986; Галина Енюхина: завоевала зол. (1994) и серебр. (1989) медали. По одному разу чемпионками мира становились: Алла Багиянц – 1968; Тамара Пильщикова – 1974. Серебр. награды завоевывали: Валентина Максимова в 1958, 1959; Валентина Панфилова в 1960, 1961; Ольга Слюсарева в 1995; Тамила Абасова в 2005; Анастасия Войнова в 2020.

Бронз. награды получали: Наталья Крушельницкая в 1985; Рита Розмайте в 1990; Оксана Гришина в 1994, 1997.

Пять раз советские женщины–спринтеры полностью оккупировали пьедестал почёта: 1963, 1967–1970.

Чемпионками Европы были: Дарья Шмелева – 2018 и Анастасия Войнова – 2019, 2020. Анастасия Войнова победила на Европейских играх 2019.

Индивидуальная гонка преследования на 4 км – это соревнование, в котором два велосипедиста начинают одновременно гонку с места на противоположных сторонах трассы. Первый гонщик пытается догнать второго, который стартовал с другой стороны. Если один из гонщиков сумеет догнать, то он тут же объявляется победителем.

На ОИ награды разыгрывались с 1964 по 2008. Наилучший показатель у британского гонщика Брэдли Марка Уиггинса. Две зол. награды в индивидуальной гонке преследования на ОИ 2004 и 2008. Плюс Уиггинс завоевал «золото» на ОИ 2008 в командной гонке преследования. В его копилке также по 2 зол. награды в индивидуальной и командной гонках преследования на ЧМ в 2007 и 2008.

Официальный дебют этой дисциплины на ЧМ должен был состояться в 1939 в Милане. Но первенство планеты 1939 в Милане из-за начавшейся Второй мировой войны прошло по сокращенной программе. Были разыграны награды только в спринте. Годом ранее, в 1938, в Амстердаме эта дисциплина была проведена как демонстрационная. Идея этой новой дисциплины исходит от американского велосипедиста Билла Мартина.

С 1946 по 1992 разыгрывались награды среди любителей и профессионалов (у последних была дистанция 5 км), и с 1993 в категории Элита. Общий наилучший показатель имеет итальянец Гвидо Мессина – 5 побед: 1948 и 1953 (любители); 1954–1956 (профессионалы). Великолепную серию имеет в последние годы итальянец Филиппо Ганна: 4 «золота» – 2016, 2018, 2019, 2020; по одному «серебру» – 2017 и «бронзе» – 2021.

В активе гонщиков СССР одно «золото» среди профи – Вячеслав Екимов в 1990. Остальные достижения в любительском спорте – семь побед: Вячеслав Екимов (1985, 1986, причем по окончании сезона 13 самых лучших результатов за всю историю в мире принадлежало Екимову), 1989; Николай Макаров (1979); Виктор Куповец (1983); Гинтаутас Умарас (1987); Евгений Берзин (1990).

Восемь серебр. медалей: Станислав Москвин (1963, 1965); Гинтаутас Умарас (1985, 1986); Владимир Осокин (1975); Дайнис Лиепиньш (1981); Вячеслав Екимов (1987); Валерий Батуро (1990).

Три бронз. медали: Виктор Быков (1970); Дайнис Лиепиньш (1983); Артурас Каспутис (1987).

Спортсмены РФ завоевали одну серебр. (Алексей Марков в 1987) и две бронз. (Алексей Марков в 2008 и Александр Евтушенко в 2018) медали. Иван Смирнов выиграл Европейские игры 2019.

У женщин медали ЧМ разыгрываются с 1958 на дистанции 3 км. Первой чемпионкой мира стала Любовь Кочетова, год спустя она была третьей.

Самый лучший показатель у Тамары Гаркушиной – 6 побед: 1967, 1970–1974 и одно второе место – 1969. У Раисы Ободовской 2 победы: 1978 и 1979, и 2 серебр. награды – 1967, 1970. Два «золота» у Надежды Кибардиной – 1980, 1981. В 1977 выиграла Вера Кузнецова. Серебр. медали завоевали: в 1974 Валентина Смирнова, в 1981 Тамара Полякова. Бронзовые – Айно Пуронен в 1964, 1965; Любовь Жогина в 1960; Лидия Тихомирова в 1962; Любовь Рябченко в 1963; Любовь Загородная в 1972.

На счету представительниц РФ «серебро» у Ольги Слюсаревой – 2001, 2002, 2006; Светланы Самохваловой – 1994; Натальи Каримовой – 1997. «Бронза» у Елены Чалых – 2000, 2001, 2004 и Ольги Слюсаревой – 2003.

В командной гонке преследования на 4 км две команды по четыре спортсмена стартуют с разных концов трека. Периодически ведущий гонщик, энергозатраты которого во много раз превышают остальных, поднимается по полотну трека вверх, пропускает трех спортсменов и присоединяется к команде сзади. Иначе говоря, из первого он становится последним. Положение третьего гонщика имеет решающее значение, потому что финальное время измеряется, когда переднее колесо третьего члена команды пересекает финишную черту.

В программу ОИ командная гонка преследования на 4 км постоянно входит с 1920. Поэтому ранее этот вид программы называли Олимпийская гонка преследования.

Чаще всего на ОИ побеждали итальянцы: 8 раз. 4 раза первыми были британцы. Рекордсмен по количеству личных побед – три – британец Эд Клэнси. У Клэнси самый лучший показатель и на ЧМ – 9 наград, из которых 4 золотые.

На ЧМ медали начали разыгрываться с 1962.Командная гонка преследования своеобразное зеркальное отражение индивидуальной гонки преследования, в которой долго разыгрывались медали на первенствах мира, но её не было в олимпийской программе ОИ.

Чаще всего выигрывала сборная Австралии. У команды Советского Союза 7 побед: 1963 (Арнольд Бельгард, Сергей Терещенков, Станислав Москвин, Виктор Романов), 1965 (Станислав Москвин, Сергей Терещенков, Михаил Колюшев, Леонид Вуколов), 1967 (Станислав Москвин, Михаил Колюшев, Виктор Быков, Дзинтарс Лацис), 1969 (Станислав Москвин, Владимир Кузнецов, Виктор Быков, Сергей Кусков), 1982 (Константин Храбцов, Александр Краснов, Валерий Мовчан, Сергей Никитенко), 1987 (Вячеслав Екимов, Александр Краснов, Виктор Манаков, Сергей Хмелинин), 1990 (Валерий Батуро, Евгений Берзин, Дмитрий Нелюбин, Александр Гонченков). В 1987 победу единственный раз в истории праздновала не сборная, а клубная команда под руководством зас. тренера СССР и РФ Александра Кузнецова.

Шесть раз гонщики СССР были вторыми: 1975, 1978, 1979, 1981, 1989, 1991 и пять раз третьими: 1962, 1964, 1970, 1985,1986.

Сборная России была по одному разу: второй в 2011 (Алексей Марков, Евгений Ковалев, Иван Ковалев, Александр Серов), третьей в 1999 (Эдуард Грицун, Алексей Марков, Владислав Борисов, Денис Смыслов). Самый лучший индивидуальный показатель имеет Станислав Москвин: 4 зол. и 3 бронз. награды.

На первенствах континента команда России первенствовала дважды: 2012 (Артур Ершов, Валерий Кайков, Алексей Марков, Александр Серов) и 2020 (Александр Дубченко, Лев Гонов, Никита Берсенев, Александр Евтушенко). На Европейских играх 2019 сборная России (Глеб Сырица. Никита Берсенев, Лев Гонов, Иван Смирнов) стала чемпионом.

У женщин на первенствах мира дисциплина появилась в 2008. Вначале соревновались в гонке втроём на 3 км. С 2014 стали состязаться квартеты и на 4 км.

Гит на 1 км. По сути та же индивидуальная гонка на время, но ограниченная по дистанции 1 км. Впервые присутствовала на ОИ в 1896 (правда, дистанция была 2 км), потом был перерыв до 1928 (с этого года в протоколе писалось очень строго старт с места), и в последний раз медали были разыграны в 2004.

В 1928 датчанин Вилли Фальк Хансен проехал за 1:14,2. Через месяц после ОИ в Москве состоялась Всесоюзная Спартакиада. Победителем стал Павел Миронов. Поставленная задача перед Спартакиадой превысить показатели чемпионов ОИ 1928. Время Павла Миронова было лучше – 1:13,8. Но ехал он с хода…

В 1964 лучшим стал бельгиец Патрик Серкю, который впоследствии великолепно выступал в профессионалах. В 1968 победил француз Пьер Трантен, ставший в 1966 первым чемпионом мира в этой дисциплине. На счету советских гонщиков первое место на ОИ 1988 – Александр Кириченко и второе в 1980 – Александр Панфилов. Наилучшие показатели на ЧМ у французов: Арманда Турнана – 4 победы и всего 7 медалей (причём он был семь лет подряд призёром первенства планеты), и Франсуа Первиса – 4 победы и 9 медалей. Первис 7 декабря на высокогорном треке в Агуаскалиентесе установил феноменальный мировой рекорд на 1 км с места – 56,303.

На счету гитовиков СССР 4 зол. медали (Эдуард Рапп – 1971 и 1974, Сергей Копылов – 1983, Александр Кириченко – 1990), 2 серебр. (Эдуард Рапп – 1973 и 1975), 4 бронз. (Эдуард Рапп – 1979, Сергей Копылов – 1981, Константин Храбцов – 1987, Александр Кириченко – 1989).

Женщины соревнуются в гите на 500 м с места. Впервые награды на ЧМ были разыграны в 1995. Победу праздновала француженка Фелиция Баланже. Затем она побеждала ещё четыре раза подряд. В активе Анастасии Войновой 2 первых места – 2015 и 2016, одно второе – 2021, два вторых – 2014 и 2017. Дарья Шмелева завоевала 2 первых места – 2017 и 2019, одно второе – 2018 и одно третье – 2021. В 1995 второй была Галина Енюхина.

Награды на первенствах континента на 500 м разыгрываются с 2014. Россиянки лишь один раз упустили победу. Шмелева была первой в 2016, 2018, 2020, 2021. Войнова побеждала в 2014, 2015, 2019. На Европейских играх 2019 чемпионкой стала Дарья Шмелева.

Командный спринт (ранее назывался – олимпийский спринт) – одна из самых молодых дисциплин, представленных на ЧМ. Впервые медали были разыграны в 1995. Команда по олимпийскому спринту состоит из трех гонщиков. Две команды соревнуются друг против друга. Задача стартующего гонщика состоит в том, чтобы набрать как можно более высокую скорость. После одного круга и еще максимум 30 м ведущий гонщик выбывает и покидает трек. Второй гонщик также проезжает ещё один круг и уступает третьему последний круг. Время измеряется, когда третий гонщик пересекает финишную черту. Первенство мира 1995 было выиграно сборной Германии. Чаще всего побеждали французы – 11 раз. На их счёту 5 побед подряд в 1997–2001. На счету Арманда Турнана 9 побед (плюс одно второе место) и на счету Грегори Боже – 5.

Четыре последних чемпионата 2018–2021 выигрывала сборная Нидерландов, у которой в настоящее время самый сильный подбор велосипедистов-спринтеров. По четыре «золота» в коллекции Джеффри Хогланда и Харри Лавресена. Сборная России в составе Павела Якушевского, Дениса Дмитриева, Александра Шарапова была третьей в 2019. В 2020 сборная России стала чемпионом Европы. Самый лучший индивидуальный показатель на Олимпиадах у англичанина Джейсона Френсиса Кенни – 3 зол. медали.

У женщин награды на ЧМ разыгрываются с 2007. До 2020 в команду входили две гонщицы. Первыми чемпионками стали британки. Чаще всего побеждали гонщицы из Германии – 6 раз. Наилучший индивидуальный показатель у австралийки Каарлы Маккулох – 8 медалей, из которых 4 зол. Россиянки Дарья Шмелева и Анастасия Войнова были 2 раза первыми: в 2016 и 2017, 3 раза вторыми – 2015, 2019, 2021 и 1 раз третьими – 2018.

На чемпионатах Европы у россиянок 8 побед подряд: 2013–2020. Семь раз становилась чемпионкой континента Анастасия Войнова, 6 раз Дарья Шмелева. На Европейских играх Войнова и Шмелева вместе с Екатериной Роговой стали победительницами.

Гонка по очкам

Дисциплина, в которой окончательная классификация определяется по количеству очков, набранных гонщиками на промежуточных финишах или за круги дистанционного преимущества. Дистанция гонки составляет 40 км у мужчин и 25 км у женщин. Входила в программу ОИ до 2008 как самостоятельная дисциплина: у мужчин – с 1984; у женщин – с 1996. Сейчас является частью олимпийской дисциплины – омниума.

Темповая гонка –это разновидность гонки по очкам. Отличие заключается в системе начисления очков. Как самостоятельная дисциплина появилась в 2016 и входит в состав омниума. Первый промежуточный финиш организуется после первых пяти кругов, последующие – на каждом круге. Гонщик, пересекший финишную черту первым, получает одно очко.

В групповой гонке у мужчин (впервые соревнования состоялись в 1977) наилучшие показатели у швейцарцев: Урса Фрейлера и Бруно Ризи, которые на двоих завоевали 13 титулов чемпиона мира, выступая вначале в любителях, а затем в профессионалах, а далее по категории элита. Фрейлер побеждал в 1981–1987 и 1989, Ризи был первым в 1991, 1992, 1994, 1999, 2001.

Из россиян чемпионами становились: Марат Ганеев в 1987, Марат Сатыбалдиев в 1989 (оба – любители), Вячеслав Екимов в 1991 (профессионалы), Артур Ершов в 2015 (элита). Второе место в 1980 занял Виктор Манаков (любители). Третьи места у Николая Макарова в 1977, Ивана Романова в 1983 (оба – любители), Михаил Игнатьев в 2007, Кирилл Свешников в 2013 (оба – элита). Михаил Игнатьев в 2004 стал чемпионом ОИ в гонке по очкам. На ОИ 2008 он вместе с Алексеем Марковым получил бронз. медаль в мэдисоне. На шоссе Игнатьев был лучшим на ЧМ в гонке с раздельным стартом: в 2002 и 2003 среди юниоров и в 2005 в категории до 23 лет.

Лидерами в гонке по очкам у женщин являются россиянки. Москвичка Светлана Самохвалова побеждала на чемпионатах мира дважды: 1995 и 1996, и была второй трижды: 1990, 1993, 1994. В 1997 «золото» у Натальи Каримовой. Затем наступила эра Ольги Слюсаревой из Тулы. На её счету 4 «золота»: в 2001–2004, 2 «серебра» в 2005– 2006, 2 «бронзы» в 1998 и 2000. Анастасия Чулкова победила в 2012. Чемпионками Европы стали Евгения Романюта, впоследствии Аугустинас в 2011 (впервые разыгрывались медали) и Гульназ Хатунцева-Бадыкова в 2021.

Кейрин

Спринтерская велосипедная гонка на треке за лидером. Определённое количество кругов велосипедисты едут позади мотоцикла-дерни, который постепенно ускоряется с 25 до 50 км/ч. К. появился в Японии, где он довольно быстро стал чрезвычайно популярен. Он был придуман именно как азартная игра в 1948. К. одна из немногих игр в стране, где можно делать ставки. В 1957 была основана Японская ассоциация кейрина. Женские гонки проводились с 1949 по 1964 и возобновились с 2012. О популярности К. в Японии говорит тот факт, что, к примеру, в 2001 К. посмотрели более 50 млн чел. Кейринисты проходят специальную подготовку в «Японской школе Кейрин» и ездят со стандартизированным снаряжением, чтобы свести к минимуму его влияние на результаты. В Японии проводятся международные соревнования, в которых участвуют лучшие иностранные гонщики, в том числе и россияне. Многократно в Японию на состязания по К. были приглашены Денис Дмитриев, Анастасия Войнова.

Самые лучшие кейринисты Японии не принимают участия в первенствах планеты и ОИ.

К. у женщин вошёл в программу чемпионатов мира с 2002. В 2003 россиянки выступали триумфально: Светлана Гранковская – чемпионка, а Оксана Гришина – третья. В 2012 Екатерина Гниденко – вторая. Бронз. медали завоевали: в 2019 Дарья Шмелева и в 2021 Яна Тыщенко. Наилучший показатель у австралийки Анны Мирз – 7 наград, из которых 3 золотые.

У мужчин стали разыгрывать медали с 1980. На счету шотландца Криса Хоя 2 зол. олимпийские медали и 4 с чемпионатов мира. У англичанина Джейсона Френсиса Кенни – 2 зол. олимпийские медали и 1 зол. с чемпионата мира. Бронз. призером ЧМ в 2021 стал россиянин Михаил Яковлев.

Оминиум

Комплекс велосипедных гонок на треке, по сумме результатов которых определяется победитель. О. на треке включает: спринтерскую гонку, индивидуальную гонку преследования, групповую гонку с промежуточными финишами и др. виды по усмотрению организации, проводящей соревнования. Очки гонщикам начисляются по занятым местам в каждом виде программы. В олимпийскую программу О. входит с 2012. Состав гонок в О. неоднократно менялся. До 2016 в него входило 6 дисциплин, соревнования по которым проводились на протяжении двух дней в следующем порядке: круг с хода; гонка по очкам (30 км у мужчин, 20 км у женщин); гонка на выбывание; индивидуальная гонка преследования; скрэтч; гит с места. Победителем О. становился спортсмен с наименьшей суммой занятых мест. На последних Олимпиадах О. состоял из 4 дисциплин, соревнования по которым проводятся в один день в следующем порядке: скрэтч; темповая гонка; гонка на выбывание; гонка по очкам (25 км у мужчин, 20 км у женщин). По результатам состязаний в первых трех гонках подводится итог. За первое место в каждой из дисциплин спортсмену присуждается 40 очков, за каждое последующее – на 2 очка меньше. Гонщикам, занявшим 21-е и последующие места, даётся по одному очку. Финальное состязание – гонка по очкам – проводится с учётом набранных очков, т.е. очки прибавляются к очкам, полученным ранее, или отнимаются от них. Победителем считается спортсмен, набравший наибольшее количество очков.

Медали в О. разыгрываются на чемпионатах мира с 2007. Россияне завоевали одну бронз. награду – Виктор Манаков-младший в 2014, тренером которого был Виктор Манаков-старший, олимпийский чемпион 1980 в командной гонке преследования на 4 км. В чемпионатах Европы с 1997 по 2009 проводился О. по другим видам программы. Ольга Слюсарева побеждала 6 раз: в 1998–2003 и 2005, Евгения Романюта выиграла в 2009.

Гонка с выбыванием

Дисциплина трекового велоспорта, в которой гонщик, пересекающий линию каждого промежуточного финиша последним, выбывает из гонки. Гонка входит в состав омниума. Впервые соревнования в этом виде состоялись во Франции в январе 1904. Получила прозвища: «Гонка смерти» и «Гонка с Дьяволом». В ней участвовали только спринтеры. Впервые на международном уровне включили в программу в 1989 на чемпионате мира среди юниоров в Москве, в Крылатском. Была проведена, как демонстрационный вид. Победил бельгиец Том Стилс, который позже выиграл 9 этапов многодневки Тур де Франс. Руководитель делегации Бельгии и один из лучших велогонщиков на треке Патрик Серкю очень лестно отозвался тогда об этой гонке. На ЧМ 1990 в японском Маэбаси она вновь была проведена, как демонстрационная гонка. С 2015 стала официально проводится в чемпионатах Европы. В 2021 её выиграл россиянин Сергей Ростовцев. В программу чемпионатов мира вошла только в 2021. Чемпионами стали итальянцы Элиа Вивиани и Летиция Патермостер.

Гонки на тандемах

Сейчас трудно представить, что было время, когда организовывалось множество гонок на тандемах. Причём на Т., на которых сидели не два, а больше, иной раз даже 8 велосипедистов.

В 1900 на чемпионате мира впервые были разыграны медали. Выиграл дуэт из Нидерландов: Харри Мейерс и Фернандо Томаселли. Но позднее эти соревнования не были признаны как официальные.

Т. входил в программу Олимпийских игр с 1908 до 1972. Последними победителями стали советские гонщики Владимир Семенец и Игорь Целовальников.

Награды на Т. на чемпионатах мира разыгрывались только у любителей с 1966 по 1994. Первыми чемпионами мира в 1966 стали олимпийские победители в этом виде в 1968 французы Даниэль Морелон и Пьер Трантен. Последними чемпионами в 1994 стали также французы – Фабрис Кола и Фредерик Мань.

Советские мастера Т. трижды становились вторыми: Виктор Копылов и Владимир Семенец в 1973 и 1974, и Владимир Семенец и Александр Воронин в 1977.

Гонки за лидером

Довольно долго этот вид гонок был очень популярным. На велотреке за специально оборудованным мотоциклом едет велогонщик. Эта дисциплина входила в программу чемпионатов мира среди любителей и профессионалов с 1893 по 1994. Дважды спортсмены из России становились в этом виде программы вторыми: в 1896 гонщик Михаил Дьяков из Санкт-Петербурга и в 1967 москвич Михаил Марков. В Советском Союзе, начиная с 1970-х гг., практически перестали развивать не олимпийские дисциплины. Поэтому самые яркие представители гонок за лидером Александр Романов (гонщик) и Александр Шопин (лидер) не сумели проявить себя на международной арене. Романов и Шопин установили в общей сложности три десятка мировых рекордов в гонках за лидером. Большинство из них было установлено на велотреке в Крылатском.

Наибольшее количество раз чемпионом в этой дисциплине стал британец Леонард «Леон» Мередит, который на ОИ 1908 стал чемпионом в командной гонке преследования. Мередит 7 раз был лучшим на чемпионатах мира в гонке за лидером. Из гонщиков последнего поколения выделяется австриец Роланд Кенигшофер. Он выступал среди любителей, затем среди профессионалов. Всего на его счету: 3 зол., 4 серебр. и 4 бронз. награды.

Скрэтч
Прообразом С. можно считать проводимые гонки на самых первых чемпионатах мира на треке на 10 км в 1893 и 1894, когда чемпионами стали американец Артур Августус Циммерман и нидерландец Яап Эден (первый чемпион мира по скоростному бегу на коньках ISU). На чемпионате мира 1896 по инициативе организаторов состоялась гонка на 1 милю (1609,35 м) почти по правилам современного С. Лучшим стал петербуржец Михаил Дьяков. Награды были вручены. По окончании соревнований организаторы и ICA спорили: считать ли это состязание чемпионатом мира. Но так и не договорились.

Постоянно С. стал разыгрываться с 2002. Гонка проводится с массового старта на дистанцию у мужчин 15 км, у женщин 10 км. Первым чемпионом стал швейцарец Франко Марвулли. Который повторил свой успех год спустя. Россияне один раз поднимались на подиум. В 2014 чемпионом мира стал Иван Ковалев.

У женщин дважды побеждала Ольга Слюсарева: в 2003 и 2005. Трижды она была третьей: в 2002, 2004, 2006. Самый лучший показатель у нидерландки Киртен Карлин Вилд: три победы в 2015, 2017, 2020. На чемпионатах Европы С. дебютировал в 2015. Лучшей стала Евгения Романюта.

Sidebar