ГЛИССИРУЮЩИЕ ПАРУСНЫЕ СУДА
Суда, которые, в отличие от водоизмещающих судов, держатся на воде за счет г.о. гидродинамической силы поддержания. При увеличении скорости увеличиваются и гидродинамические силы поддержания, осадка судна и его смоченная поверхность уменьшаются, сопротивление уменьшается, и скорость возрастает. Если скорость обычного парусного судна не превышает 6–8 узлов, то Г.п.с. развивают скорость 15–18 узлов. Чтобы парусное судно глиссировало, оно должно быть легким и достаточно нагруженным парусами (отношение парусности к весу не менее 45–50 м2/т), иметь большое отношение парусности к смоченной поверхности (не менее трех), иметь особые формы (острый нос и плоскую корму), способствующие возникновению гидродинамической силы поддержания, а также быть достаточно остойчивым, чтобы нести большую парусность при сильном ветре, когда, собственно, и возможно глиссирование. Г.п.с. – обычно швертботы, напр. «Летучий голландец».