ГИМНАСТИЧЕСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ


Одна из форм занятий физическими упражнениями, обладающая своеобразными зрелищными достоинствами, благодаря которым она с успехом может приближаться к уровню спортивно-художественного представления. Процесс подготовки музыкально и художественно оформленных двигательных композиций является весьма действенным фактором привлечения участников этих выступлений к систематическим занятиям физическими упражнениями, а демонстрация результатов этой работы в виде праздничного представления оказывает, как правило, благоприятное влияние на различные категории зрителей, убеждая их в несомненной пользе занятий гимнастикой. Кроме этого, удачные сценарные разработки и эффектные режиссерские постановки таких выступлений могут претендовать на драматическое решение любой заданной тематики представления, воздействуя тем самым на эстетическое отношение к ним и участников, и зрителей. Ближайшими по времени прообразами современных спортивно-гимнастических шоу можно считать Всесокольские слеты в Праге (они же позднее – чехословацкие Спартакиады), Всесоюзные физкультурные парады и парады в республиках Советского Союза. Устоявшаяся технология огромной подготовительной и организационной работы продемонстрировала очень широкий диапазон возможного количественного состава привлекаемых к этим мероприятиям участников – от нескольких десятков человек во время отборочно-соревновательного этапа до нескольких сотен тысяч детей, молодежи, лиц среднего и пожилого возраста (не считая профессиональных спортсменов) на этапе реализации конкретного сценария. В этом заключается весьма характерная особенность подготовки и проведения гимнастических выступлений – большинство выразительных средств программы оказываются доступными для участников разного пола и возраста, различных социальных групп, не имеющих специальной двигательной подготовки. Основой этих выразительных средств являются простейшие гимнастические упражнения. Построения и перестроения в спортивно-художественных представлениях (классификация Б. Петрова) разрабатываются с расчетом на ходьбу и бег; массовые упражнения по содержанию и характеру выполнения делятся на вольные, поточные и пирамидковые – все это общеразвивающие упражнения и упражнения малой акробатики, которые могут выполняться, в том числе, и с предметами индивидуального и группового пользования. В категории групповых и сольных номеров могут оказаться упражнения на гимнастических снарядах и специальных конструкциях – это упражнения основной гимнастики и спортивных ее видов, требующие уже специальной гимнастической подготовки исполнителей. И лишь участникам художественного фона, специфического выразительного средства спортивно-художественных представлений, не нужна особая двигательная подготовка – здесь требуются в основном внимание и терпение. С помощью перечисленных выразительных средств, подкрепляемых работой композиторов, художников, балетмейстеров, режиссеров театра, кино, эстрады и цирка, конструкторов, инженеров создавались в разные годы грандиозные массовые представления по поводу открытия или закрытия крупнейших спортивных соревнований, региональных или Всемирных гимнастрад, празднований различных знаменательных дат и событий на стадионах и во Дворцах спорта, на городских площадях и на открытом воздухе, в театрах и цирках нашей страны и за рубежом. Малые формы Г.в. весьма популярны в учебных заведениях, в коллективах физической культуры и клубах. Наиболее ощутимое влияние на становление и развитие жанра спортивно-художественных представлений оказали спортивные режиссеры С. Лазарев, А. Брыкин, А. Бражник, А. Губанов, М. Окунев, Л. Орлов, М. Сегал, Н. Серый, Я. Теверовский, В. Губанов, Д. Осипов, А. Абрамян, М Закута, Е. Буженков, Л. Немчик, Б. Петров, М. Перльман, К. Брыков, Л. Кудряшова, Г. Рабиль, М. Левин. Весьма плодотворно в этом направлении трудились балетмейстеры К. Гойлезовский, Р. Захаров, М. Годенко, И. Моисеев, театральный режиссер И. Туманов.

Sidebar