БУЕРНЫЙ СПОРТ
Вид спорта, в основе которого лежит умение управлять буером. С давних пор в России название буер закрепилось за судами, специально построенными для хождения по льду под парусами. В большинстве др. стран буера в переводе на русский язык наз. ледовыми яхтами. В России северные поморы и жители побережья Ладожского и Онежского озер издавна строили буера для зимнего зверобойного и рыболовного промыслов. В Голландии, в Канаде в начале XIX в. буера уже применялись для перевозки небольших грузов и пассажиров. Современный спортивный буер – результат длительной эволюции парусной лодки, поставленной на коньки. В XIX в. в северных странах Европы и в Северной Америке буер начинает использоваться для спортивных целей. Прогулки на буерах со случайно возникавшими гонками между ними перешли в организованные соревнования. В России первый спортивный буер был построен на верфи адмиралтейства (Петербург) в 1819, но только в январе 1882 Петербургским речным яхт-клубом была проведена первая буерная гонка на дистанцию 32 версты. В следующие годы соревнования проводились от случая к случаю, а с 1890 – регулярно по специальным правилам. В 1928 был основан Международный союз буеристов.
В СССР до Великой Отечественной войны Б. с. организованно занимались только в Ленинграде. Во время войны военизированный отряд ленинградских буеристов успешно участвовал в прокладке «Дороги жизни» на льду Ладожского озера. После войны в Б. с., кроме ленинградцев, включились буеристы советской Прибалтики, Москвы, Владивостока и некоторых др. городов. Б. с. является самостоятельным видом спорта, но в то же время он стал одним из важных средств зимней тренировки яхтсменов. Почти все буеристы летом участвуют в парусных гонках. Современные гоночные буера представляют собой довольно сложную конструкцию; строятся они на верфях спортивного судостроения, но часто сами спортсмены становятся их конструкторами и строителями. Для увеличения силы тяги парус буера должен иметь совершенную аэродинамическую форму, соответствующую силе ветра, а материал, конструкция и угол заточки коньков должны обеспечивать наименьшее трение.
Техника управления буером требует от экипажа большой физической силы, ловкости, выносливости и закаленности организма. Разгон буера и его вынужденное проталкивание на дистанции по тяжелой дороге и при слабом ветре требуют больших физических усилий буеристов. Управление быстро идущим буером по льду с препятствиями, частые встречи с др. буерами на пересекающихся и встречных курсах с относительной скоростью свыше 100 км/ч требуют от буеристов хладнокровия, быстроты принятия решения и координации движений. Во время гонки, кроме того, необходимо выбирать лучшую дорогу и следить за парусом, ветром и маневрированием противников, что возможно лишь при постоянно напряженном внимании рулевого. Суровые условия буерных гонок делают Б. с. доступным только физически крепким, волевым спортсменам. Правила Б. с. разрешают рулевому самому определять – идти ли в гонку одному или со шкотовым (зависит главным образом от состояния дороги и силы ветра). При гонке со шкотовым от экипажа требуются полное взаимопонимание, сработанность и четкое разделение обязанностей на всех этапах соревнования. Тактическая подготовка буеристов складывается из умения вооружить и настроить буер применительно к ожидаемым условиям гонки, хорошо взять старт, выбирать наивыгоднейший путь, используя при этом малейшие изменения ветра, правильно маневрировать при огибании знаков и препятствий, и при встрече с др. буерами. На соревнованиях очень важным организационным моментом является разбивка старта и финиша. От правильности разбивки зависит удобство работы судей и безопасность участников. Правила расхождения буеров при встречах из-за большой опасности столкновения очень строги.
Развитие Б. с. ограничено климатическими условиями. Для Б. с. необходимы прочный лед на естественных водоемах без высокого снежного покрова, ветры скоростью не менее 3–5 м/с при температуре воздуха не ниже минус 10–15°. В СССР эти условия практически привели к локализации Б. с. на побережье Балтийского моря. В др. местах благоприятные условия для тренировок и гонок на буерах бывают главным образом только в начале зимы и ранней весной (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Владивосток) или в середине очень холодных зим на юге (Таганрог). Наибольшее развитие Б. с. получил в ДСО «Труд», «Даугава», «Калев», морских клубах ДОСААФ и яхт-клубах ВМФ. Эти организации регулярно проводили свои первенства перед чемпионатами СССР, которые чаще всего разыгрывались в Риге на льду Киш-озера. Международная гоночная ассоциация ледовых яхт класса DN (IDNIYRA) была основана в 1956 и сегодня насчитывает несколько тысяч членов по всему миру, являясь самой многочисленной буерной ассоциацией. Чемпионаты мира проводятся раз в два года, то в Америке, то в Европе. Спортивная жизнь буеристов очень напряженная. В течение всей зимы буеристы Европы, погрузив свои гоночные аппараты на багажники машин, путешествуют и соревнуются в Швеции, Финляндии, Польше, Германии, России, Эстонии.
В СССР гонки на буерах DN впервые прошли на льду Таллинского залива в 1967. На старт вышли 16 буеров. На соревнованиях 1986 в Стрельне (Ленинград) из 98 буеров 57 были класса DN. Во времена СССР DN больше всего любили эстонцы. Они первыми пересели на него, освоили строительство. Сборная Союза в классе DN была эстонской сборной, чемпионами мира и Европы становились эстонские спортсмены. Сегодня буерный спорт в России развивается своим чередом, флот начинает восстанавливаться, растет как качественно, так и количественно. Проводятся чемпионаты, Кубки России и др. интересные регаты. Российские мероприятия притягивают все больше любителей буера из других стран.