БОБСЛЕЙ (англ. bobsleigh)
Традиционно зимний, командный, олимпийский вид спорт. На специально изготовленных санях, именуемых бобами, на огромной скорости экипаж в специальной форме спускается по специально оборудованным, ледовым, узким, извилистым, наклонным трассам. Вначале трассы для Б. были совсем простыми. С годами бобслейные трассы превратились из прямых трасс в извилистые. Трасса для Б. представляет собой ледяной желоб на железо-бетонном основании, имеющий различные
по крутизне повороты и виражи. Она должна иметь по крайней мере один прямой участок и лабиринт: три последовательных поворота. Длина трассы колеблется от 1000 до 2000 м с 15 виражами минимального радиуса 8 м, и перепадом высот – от 100 до 150 м. Скорость боба на трассе для Б. может превышать 120–130 км / ч. Абсолютный мировой рекорд равен 201 км/ч.
Бобслейные трассы часто используются для состязаний по санному спорту и скелетону. Некоторые трассы предоставляют туристам возможность покататься на бобах. Самая длинная трасса в мире была построена в канун Рождества 1930 на горе Ван Хувенберг в американском Лейк-Плэсиде. Длина трассы составляла 1 милю и 830 ярдов, или 2366 м. Трасса имела самое большое количество поворотов – 26, и самый большой перепад высот за всю историю соревнований по Б. – 228 м. На этой трассе прошли состязания ОЗИ 1932. Затем эта трасса была перестроена и укорочена. В настоящее время её длина 1455 м. Здесь состоялись состязания ОЗИ 1980 и единственных зимних Игр Доброй воли 2000. Самая длинная действующая трасса в мире – Национальный центр санного спорта. Яньцин в пригороде Пекина, где прошли соревнования по Б. в программе ОЗИ 2022. Её длина = 1975 м. Самая короткая трасса в мире расположена в австрийском местечке Имст. Её длина – 1000,9 м.
В мире насчитывается 16 трасс для бобслея, используемых для соревнований по бобслею, санному спорту и скелетону. 15 трасс – искусственные. Единственная натуральная трасса находится в швейцарском альпийском городке Санкт-Морице. Длина – 1722 м, перепад высот 130 м. Её строительство было полностью завершено в 1903 и на ней проводились ОЗИ 1928 и 1948. Наибольшее количество трасс для Б. в Германии – четыре: Альтенберг, Винтерберг, Кенигзее, Оберхоф.
Первая в Советском Союзе и Восточной Европе санно-бобслейная трасса была построена в 1986 в латвийском городе Сигулда. В России – одна – единственная трасса в Сочи. Её длина ровно 1500 м, перепад высот 124 м.
В самом начале бобы были деревянными. Затем они уступили место обтекаемым стекло-пластиковым и металлическим. Современные бобы – это специально изготовленные спортивные снаряды, они сочетают в себе легкие металлы, стальные полозья и аэродинамический композитный корпус. Бобы для соревнований должны иметь длину не более 3,80 м для четырёхместного экипажа; 2,70 м для двухместного экипажа. Полозья на обоих установлены на колею 0,67 м. В 1952 было введено правило ограничения веса. До этого бобы были очень тяжелыми, чтобы обеспечить максимально возможную скорость. В наст. время максимальный вес, включая экипаж, составляет 630 кг для четверки, 390 кг для двой ки – мужчин и 340 кг для двойки – женщин. Стоимость одного боба равна стоимости нового авто: стоимость двухместного – 80 тыс. евро, а четырёхместного – 100 тыс. евро.
Бобслейные экипажи когда-то состояли из пяти или шести и даже восьми человек. В конце концов пришли к стандарту: двух- и четырех-местных бобов. В экипаже есть пилот, тормозной и разгоняющие – толкатели. Последние обладают прекрасной скоростью и силой, которые необходимы, чтобы разогнать боб. Частенько разгоняющие приходят из лёгкой атлетики. Это бывшие метатели и толкатели ядра. Всё они обладают навыками расчета времени и ловкостью, чтобы направлять сани по пути или «линии», обеспечивающей наибольшую скорость. В современных бобслейных снарядах система рулевого управления состоит из двух металлических колец, которые приводят в действие систему шкивов, расположенных в переднем кожухе, которая поворачивает передние полозья. Например, чтобы повернуть налево, пилот дергал за левое кольцо. Чтобы направить сани, требуется лишь тонкая регулировка рулевого управления; на скорости до 130 км/ч все, что выше, приведет к аварии. Пилот выполняет большую часть рулевого управления, а тормозной мастер останавливает спортивный снаряд после пересечения финишной черты, потянув за рычаг тормоза.
В последние годы появились бобы-одиночки. Одиночный бобслей называется монобоб. Одноместные бобы были введены в международные соревнования для атлетов, умеющих водить бобы и не умеющих толкать, и ещё как юношеский вид Б. После ОЗИ 2018 было решено женский монобоб ввести в программу ОЗИ 2022, чтобы в Б. было равное количество комплектов наград в женских и мужских соревнованиях.
Экипировка бобслеистов напоминает экипировку пилотов Формулы-1, включая специальные шлемы.
Б. «родился» в Швейцарии, в курортном городке Санкт-Мориц. Владелец отелей Каспар Бадрут (1848–1904) сумел убедить группу богатых английских завсегдатаев остаться на всю зиму в его отеле Badrutt’s St. Moritz. Бадрут сожалел, что гостиница была занята только в летние месяцы. Развлекая своих гостей едой, алкоголем и другими развлечениями, он довольно быстро придумал новую концепцию «зимнего отдыха» – езду на необычных санях. Через несколько лет зимовать в отеле Badrutt’s St. Moritz стало супер модно. Вначале сани-бобы с туристами катались, не соблюдая никакие правила, сталкивались с пешеходами на обледенелых переулках и улицах Санкт-Морица. Туристы стали проводить соревнования даже по центру города. Чтобы не врезаться в дома, пришлось изобрести «средства управления». Местные жители относились к неформальным соревнованиям весьма критично. В конце концов жалобы стали настолько громкими, что Бадруту пришлось что-то менять. Он решил построить простую ледовую трассу для своих гостей на окраине города, недалеко от небольшой деревушки под названием Креста. Первые официальные соревнования состоялись в 1884 на трассе на натуральному льду Cresta Run. Первый клуб был основан в 1897. В 1888 британец Уилсон Смит использовал боб для путешествия из Санкт-Морица в расположенное несколько ниже в горах местечко Челерину. Но больше подобные эксперименты никто не делал. Самый первый национальный чемпионат прошел не в Швейцарии, а в Австрии в 1908, а потом в Германии в 1910.
Мужские бобслейные четверки появились на первых ОЗИ в 1924, а мужские двойки были добавлены в 1932. Б. не был включен в ОЗИ 1960 в Скво-Вэлли в американской Калифорнии. Устроители ОЗИ 1960 отказались строить трассу для Б. по экономическим соображениям. Международная федерация бобслея и скелетона (IBSF, ранее называлась FIBT) была основана 23 ноября 1923 делегатами Великобритании, Франции и Швейцарии в присутствии представителей Канады и США на международном конгрессе в Париже. Граф Рено де ла Фрегольер (Count Renaud de la Frégeolière) из Франции был избран первым президентом федерации и оставался им в течение 37 лет. С 2010 президентом является бывший итальянский бобслеист Иво Ферриани. Штаб
Международной федерации бобслея и скелетона находится в Лозанне, Швейцария. В составе IBSF 64 национальные Федерации. IBSF входит в Ассоциацию международных федераций зимних видов спорта.
В 1930 в Швейцарии состоялся первый чемпионат мира под патронажем IBSF в категории мужских четвёрок, а годом позже – в категории двоек в Оберхофе, Германия. Чемпионат Европы был впервые проведён в швейцарском Давосе в 1929. В сезоне 1984/1985 состоялись первые соревнования Кубка мира по Б. Самый титулованный и известный бобслеист итальянец Эудженио Монти, завоевавший 10 медалей чемпионатов мира, из которых 9 зол. и 6 олимпийских медалей, включая 2 золотые.
На ОЗИ 1964 Монти совершил поступок, принесший ему всемирную известность. Двойка Монти лидировала, но у его главных конкурентов британцев Энтони Нэша и Робина Диксона сломался боб. Монти отдал необходимую деталь со своего боба соперникам, в результате чего британцы победили. Во время соревнования четвёрок Монти собственноручно отремонтировал снаряд канадцев, которые в результате получили «золото». За эти благородные поступки Монти стал первым спортсменом, получившим медаль Пьера де Кубертена, учрежденную МОК.
Соревнования по Б. среди женщин начались в США в 1983 с двух показательных гонок в Лейк-Плэсиде, в штате Нью-Йорк, одна из которых состоялась в феврале, а вторая – в марте. Первый чемпионат мира по Б. среди женских экипажей-двоек состоялся в 2000 в Винтерберге, Германия, а в 2002 женские экипажи дебютировали на ОЗИ в Солт-Лейк-Сити. После зимней Олимпиады 1980 в Лейк-Плэсиде, где сборная СССР уступила в командном зачёте сборной ГДР, советское руководство обратило внимание на развитие видов спорта, которые ранее в стране не культивировались, в том числе бобслея. 25 марта 1980 выходит Постановление Госкомспорта СССР «О мерах по развитию бобслея в СССР». Поручение разработать бобслейные сани было дано передовому латвийскому производственному объединению ВЭФ. Экспериментальной группой руководил директор спортивного клуба ВЭФ Евгений Кисиелс. Уже в январе 1981 рижский боб дебютировал на чемпионате Европы в австрийском Игльсе. В 1984 завоёвана первая зол. награда. Советские бобслеисты Янис Кипурс и Айварс Шнепстс выиграли чемпионат Европы. Советский Б. дебютировал на ОЗИ в 1984. И сразу успех: экипаж двойки получил бронзовую медаль. На ОЗИ 1988 латыш Янис Кипурс вместе с русским Владимиром Козловым принесли Советскому Союзу первое в истории бобслейных соревнований «золото».
Распад СССР затормозил развитие российского Б. Производственная база и лучшая бобслейная трасса остались на территории Латвии. Существовавшая на тот момент трасса в башкирском Мелеузе не отвечала мировым стандартам. В первую очередь это касалось мер безопасности. Практически все российские состязания проводились за рубежом. Отсутствие собственной базы сказалось на спортивных результатах. Почти 20 лет российский Б. находился за чертой призёров. Первые победы пришли в 2005 – «четверка» выиграла первенство континента. На ОЗИ в 2006 в итальянском Турине российская «четверка» завоевала серебр. медали.
10 марта 2008 в России открыли первый санно-бобслейный комплекс международного уровня «Парамоново» в Дмитрове Московской обл. Новый толчок развитию Б. дали ОЗИ 2014 в Сочи. Была построена Олимпийская санно-бобслейная трасса, официальное название – Центр санного спорта «Санки». Сегодня «Санки» многие называют лучшей трассой в Европе. Эту трассу используют для подготовки национальных сборных, здесь проводят российские соревнования, включая национальные чемпионаты.
Б. является самым скоростным видом спуска на санях. Мировые и олимпийские рекорды в Б. не учитывают, так как все трассы отличаются друг от друга. Рекорды трасс фиксируют. Российский боб-двойка во главе с пилотом Дмитрием Абрамовичем в рамках подготовки к ОЗИ 2010 в канадском Ванкувере установил абсолютный рекорд трассы. На одном из участков российский боб развил скорость – 149,18 км/ч.
В 1992 была создана Федерация бобслея России (ФБР). Президент ФБР Елена Аникина.