АКРОБАТИКА


Этимологически слово «акробатика» происходит из древнегреческого языка и состоит из двух частей: «ἀκρο» (дословно переводится как «крайний, самый отдалённый, высокий»; иногда в некоторых словарях можно встретить такой вариант перевода, как «острый», «угол», «острый край») и «βᾰτω» (означает «топать, ступать, ходить»). В итоге чаще всего слово «акробатика» (греч. «akrobateo») трактуется как «хожу на цыпочках», «хожу по краю» или «лезу (поднимаюсь) вверх». Не случайно в словаре В.И. Даля «акробат» определялся как «канатный плясун», «весопляс (висопляс)». А. – это уникальное культурное и социальное явление, неотъемлемый атрибут не только физической культуры и спорта, но и искусства (к примеру, цирка, театра, хореографии и других его синтетических форм, связанных с демонстрацией образов через телесность и двигательную ловкость).

Иначе говоря, слово «акробатика» можно истолковать:

во-первых, как вид занятий, основанный на использовании специальных физических упражнений (называемых акробатическими);

во-вторых, как важный компонент в системе физического воспитания и гимнастики (в разных её направлениях); в-третьих, как вид искусства (в первую очередь, широко представленный в различных цирковых жанрах);
в-четвёртых, как вид спорта, относящийся к той или иной классификационной группе (например, к «гимнастическим», «зимним» «экстремальным», «танцевальным» и др. спортивным дисциплинам).

С помощью занятий акробатическими упражнениями (разумеется, применяемыми в комплексе с другими, прежде всего гимнастическими) можно решать задачи оздоровительной, развивающей, образовательной, прикладной и спортивной направленности.

Отличительными признаками двигательных действий акробатического характера являются, во-первых, необходимость сохранять устойчивость в определённых статических положениях тела (позах) (к примеру, в различных акробатических стойках, упорах, поддержках и др.), во-вторых, возможность управлять вращением тела в различных его плоскостях – в сагиттальной, фронтальной и горизонтальной. Акробатическое упражнение, как и любое гимнастическое, представляет собой «искусственно созданную форму» двигательного действия (т.е. в обычной жизни оно является биологически нецелесообразным), следовательно, должно использоваться только с определённой целью, к примеру, при демонстрации двигательной ловкости, а в высшей степени – и виртуозности в координации движений тела во время совершения сложных элементов баланса и вращения. Иногда акробатическая «выучка» (сноровка) оказывается полезной при нестандартном решении прикладных задач или позволяет человеку преодолеть трудности, возникающие в неожиданных и экстремальных ситуациях.

Существует немало различных классификаций акробатических упражнений. К примеру, их можно сгруппировать по следующим признакам:

— по количеству участников (т.е. «индивидуальные», «парные», «групповые», «массовые»);

— по содержанию, характеру и направленности («индивидуальные», «прыжковые», «парные и групповые», «на снарядах и приспособлениях» и др.; «тренировочные», «соревновательные», «показательные», «разминочные», «подготовительные», «подводящие», а также «оздоровительно-развивающего», «образовательного», «прикладного» и «спортивного» характера; сюда же можно отнести упражнения из различных спортивных дисциплин и цирковых жанров). Есть и другие, более частные подходы к разделению акробатических упражнений на однородные группы, отражающие технические характеристики и особенности их выполнения. Свои клас- сификации элементов имеют «индивидуальная», «парная», «групповая», «батутная» и др. виды А.

Родиной А. считается Др. Греция: об этом свидетельствуют найденные археологами многочисленные артефакты: речь идёт о фрагментах изображений людей, выполняющих элементы А., на предметах утвари. В литературном памятнике той эпохи – известной поэме Гомера «Одиссея» (VIII–VII вв. до н.э.) говорится о выступлении двух прыгунов, которые «проворно скакали», развлекая присутствующих на пиру. Существовали и низовые жанры балаганного характера, как средство всестороннего и гармоничного развития человека, прикладной подготовки и, наконец, демонстрации ловкости, использовались и в культурах др. народов и цивилизаций (напр., в Др. Риме, Др. Египте, Др. Китае, Др. Индии, на Руси и т.д.).

В России слова «акробатика», «акробат» стали употреблять в речи только в XVIII в., а широкое распространение получили (т.е. стали популярными) лишь в XIX в. Это было связано в первую очередь с началом современного этапа развития циркового искусства. Именно в этот период в России, в частности, в Санкт-Петербурге и Москве, открываются первые «стационарные» цирки (лат. circus – круг).

А. подразделяется на «партерную» (фр. par- terre – на земле) и «воздушную», которые также имеют свои разновидности. К примеру, к «первой» группе можно отнести «прыжковую», «силовую», «пластическую», «конную», «вольтижную» и др. виды А., а ко «второй» – трюки, исполняемые на подвешенных к куполу цирка снарядах (на рамке, штамборте и др.).

Было время (а точнее, на рубеже ХIХ и ХХ вв.), когда два направления – профессионально-цирковое и спортивно-любительское (гимнастическое) – сначала развивались параллельно, но, несмотря на свою самостоятельность, несомненно, имели между собой связь, которая сохраняется и до сих пор. Так, к примеру, в спортивных видах А. немало терминологических заимствований из цирковой лексики; вот некоторые из них: «колесо», «рондат», «курбет», «фляк» (первоначально – «флик-фляк»), «сальто» (первоначально – «сальто-мортале»), «твист», «вольтиж» и др. Да и первый исполнитель «двойного сальто назад» цирковой артист Иосиф Сосин свой знаменитый трюк исполнил в 1895 и ещё долго после этого покорял своим акробатическим новаторством зрителей из разных стран мира.

Первое упоминание о самодеятельных акробатических кружках относится к началу 1900-х гг. Историческая хроника свидетельствует о том, что в период с 1901 и вплоть до 1914 акробаты-любители регулярно выступали в рамках различных мероприятий, к примеру, на крупных спортивных вечерах.

Важной датой в истории спортивно-акробатического движения можно считать 1939. Именно в этом году в СССР принято решение о развитии нового вида спорта – «спортивной акробатики». Была разработана классификационная программа по шести видам – «мужским и женским акробатическим прыжкам», «мужским и смешанным парам», «мужским четвёркам и тройкам, и в том же году в Москве прошли первые Всесоюзные личные соревнования (правда, пока без «женских акробатических прыжков» и «смешанных пар»). Это был, по сути, первый чемпионат СССР. В соревнованиях приняло участие 90 чел. (хотя некоторые источники указывают другую цифру – 64 чел.), 24 из них выполнили разрядные нормативы. В 1940 прошёл второй чемпионат страны; после этого в связи с началом Великой Отечественной войны соревнования по А. не проводились. Лишь в 1947 возобновляется организационная и методическая работа в области спортивной А.: в частности, была разработана программа для мастеров спорта, и на первом послевоенном чемпионате СССР (1948) 30 участников справились с этим новым высоким нормативом.

С 1957 спортивная А. выходит на международную арену: проводится матчевая встреча между акробатами СССР, ГДР, Болгарии и Польши. Соперничество такого формата постепенно набирает популярность, а с 1972 дан старт проведению международных соревнований на приз памяти лётчика-космонавта, почётного президента федерации В.Н. Волкова. Ключевой датой в развитии спортивной А. нужно считать 1973 – год образования Международной федерации спортивной акробатики (IFSA), а уже в 1974 в Москве проходит первый чемпионат мира. К тому времени соревнования включали в себя 7 видов: «мужские и женские прыжки на акробатической дорожке», «мужские, женские и смешанные пары», «мужские четвёрки» и «женские тройки». В 1975 в г. Виднау (Швейцария) состоялся Первый Кубок мира, а с 1978 регулярно проводятся чемпионаты Европы. Советские акробаты традиционно являлись сильнейшими в мире и всегда претендовали на высокие места на лю- бом международном турнире по всем видам соревновательной программы.

В 1990-е гг. в спортивной А. произошёл «раскол» между её «прыжковыми» видами, с одной стороны, и «парными» и «групповыми», с другой. Первые впоследствии примкнули к прыжкам на батуте и стали их отдельной дисциплиной. В 1999 Международная федерация по спортивной акробатике прекратила свою работу. В дальнейшем «парные» и «групповые» виды А. продолжили своё развитие уже под эгидой Международной федерации гимнастики.

В авангарде акробатического движения находятся два вида гимнастического спорта – «Спортивная акробатика», экспериментирующая с различными вариантами упражнений, основанных на парном и групповом взаимодействии, и «Прыжки на батуте», включающие три дисциплины – собственно «Прыжки на батуте», «Прыжки на акробатической дорожке» и «Прыжки на двойном минитрампе», – задающие «стандарты» в области управления движениями во время выполнения «сальтовых» и «переворотных» элементов. Они развиваются под эгидой Международной федерации гимнастики (FIG). В эту гимнастическую «семью» входят ещё и «Спортивная гимнастика», «Художествен- ная гимнастика», «Спортивная аэробика», «Паркур», в которых использование «акробатических упражнений» является одним из главных факторов повышения трудности соревновательных программ.

Современную систему спортивной подготовки – будь то в гимнастических, легкоатлетических, игровых, водных, зимних видах или единоборствах, – невозможно представить без использования в адекватной мере средств прикладной акробатики. Некоторые виды спорта, хотя и не называются «акробатическими», всё же по содержанию соревновательных программ можно отнести к таковым: ярким примером служат «Прыжки в воду» и «Лыжная акробатика». В последние годы набирают большую популярность так называемые экстремальные виды спорта, где успех так же зависит от уровня освоенности «акробатических» умений и навыков: в качестве примера можно привести различные варианты «уличной» гимнастики («Воркаута»), «Паркура», дисциплин, где упражнения совершаются на скейтбордах, сноубордах, роликовых коньках, велосипедах, гидроциклах, мотоциклах, др. средствах передвижения; можно упомянуть о направлениях «парашютной акробатики» – «Фристайле», «Скайсерфинге», «Купольной и групповой акробатики» и др. её видах.

Sidebar