АКАДЕМИЧЕСКАЯ ГРЕБЛЯ


Вид гребного спорта, гонки на академических судах. Зародилась в Великобритании. Еще в средние века владельцы лодочных цехов ради рекламы заставляли соревноваться самых сильных работников. Современная история спортивной гребли начинается с 1715 г., когда в Англии состоялись первые соревнования гребцов. Именно тогда известный английский актер Доггот учредил приз для учеников цеха перевозчиков. Любопытно, что в Англии до сих пор проводят соревнования на приз Доггота. С середины XIX в. А. г. стала культивироваться в Северной Америке, Европе (в России с 60-х гг.), Австралии. Гоночные суда тех лет заметно уступали по своим ходовым качествам современным. Для того чтобы неуклюжие, тяжелые лодки перевозчиков превратились в изящные суда для А. г., понадобилось около 100 лет. В 1846 по Указу Николая I в Петербурге открылся «Императорский петербургский яхтклуб» для титулованной знати. Членами клуба могли стать только представители «высшего» общества. Каждый вступающий в клуб должен был иметь свое собственное судно и оплачивать солидный ежегодный взнос. Весной 1858 в районе Черной речки стала появляться лодка с восемью гребцами с шутливым названием на борту «Забава». К концу года появились еще две шлюпки «Чайка» и «Ласточка». Образовался кружок любителей водного спорта, под названием «Моряк на все руки». Число желающих погрести постоянно росло, и кружок был переименован в «Петербургский речной яхт-клуб». В декабре 1859 состоялось собрание любителей гребного спорта Петербурга. Рассматривался Устав нового клуба, который 21 марта 1860 был направлен в Морское министерство. Основными задачами Клуба становились «распределение между любителями водного дела шлюпочного плавания в пределах водного бассейна Петербурга, разработка научных и практических сведений, относящихся к плаванию на гребных и небольших парусных судах, а равно к улучшению постройки оных в столице». 21 мая 1860 на даче вблизи Новой деревни был поднят флаг «Петербургского речного яхтклуба»: на белом фоне синий якорь с тремя пятиконечными звездами, первой спортивной организации в России. Месяцем позже, в июне на Северной Невке против Елагинской пристани «Петербургским речным яхт-клубом» проводилась первая в соответствии с разработанными правилами официальная гребная гонка. К соревнованиям допускались гребцы клуба, а также перевозчики и матросы судов, стоящих по берегам Невы и залива. В программу соревнований входили заезды шлюпок-четверок. Проведено было пять заездов, новички гребли 420 саженей (ок. 900 м), а гребцы клуба соревновались на дистанции в 2,5 версты (2652 м). Вслед за Петербургом в 1867 открывается «Московский речной яхт-клуб», всем хорошо известная «Стрелка», расположенная в развилке реки Москвы и обводного канала. Появляются гребные клубы в Риге – 1872, Варшаве – 1872, Воронеже – 1874, в Одессе (Черноморский яхтклуб –1875). В Петербурге открываются еще три гребных центра: Шуваловский гребной кружок «Фортуна» – 1888, Петербургское гребное общество – 1889 и гребной клуб «Чайка» – 1912. В 1872 состоялась первая встреча гребцов столицы и Москвы. Во всех 4 заездах на Неве победили гребцы Санкт-Петербурга. В 1892 был проведен первый чемпионат России по гребле среди мужчин. Спортсмены выступали только на одиночках на дистанции 690 саженей (1470 м). Победил москвич С. Шустов. Дистанцию 690 саженей (1470 м) он преодолел за 6 мин 30 с. До 1914 чемпионат России разыгрывался 22 раза. Участниками гонок были гребцы только Петербурга и Москвы. Спортсмены столицы побеждали 15 раз, москвичи – 7. В 1907 назревает необходимость в создании единой организации. В феврале 1908 по инициативе «Московского гребного яхт-клуба» проводится общее собрание любителей гребного спорта и создается «Всероссийский Союз гребных обществ». Разработанный Устав получил юридическую силу и становится руководящим документом для проведения соревнований. Российские гребцы с успехом выступали и на крупнейших международных соревнованиях. В 1913 петербуржец М. Кузик победил в гонках на почетный приз «голубого гребца», учрежденный Оксфордским университетом. До этого в течение 60 лет приз неизменно выигрывали англичане. В том же году москвич А. Переселенцев выиграл первенство Франции и Кубок Сены, а затем, выступая на парной двойке, стал чемпионом Европы. Методически и организационно как вид спорта А. г. сформировалась в конце XIX в. Международная федерация гребных обществ FISA (фр. Fédération Internationale des Sociétés d’Aviron (FISA) основана в 1892, ныне она объединяет 150 национальных федераций (2021). В 1893–1973 проводились чемпионаты Европы среди мужчин, в 1954–1973 – среди женщин, с 1902 проводятся чемпионаты мира среди мужчин, с 1974 – среди женщин. В 2006 FISA приняла решение возродить чемпионаты Европы, и в 2007, после 34-летнего перерыва, чемпионат Европы прошел в Познани (Польша). А. г. в программе ОИ у мужчин с 1900, у женщин с 1976. Современная олимпийская программа включает соревнования мужчин (дистанция 2000 м) на лодках-одиночках, двойках парных без рулевого, четвёрках парных без рулевого, а также на распашных судах – двойках с рулевым и без рулевого, четвёрках с рулевым и без рулевого, восьмёрках с рулевым. Соревнования женщин проводятся на дистанции 2000 м (в 1976–1984 – 1000 м) на одиночках, двойках парных без рулевой, четвёрках парных без рулевой (в 1976–1984 – с рулевой), а также на распашных судах – двойках без рулевой, четверках без рулевой (в 1976–1988 – с рулевой), восьмёрках с рулевой. В июне 2017 МОК, в рамках проводимой политики гендерного равенства, утвердил решение о замене соревнований в мужских четвёрках лёгкого веса на женские четвёрки распашные. Впервые в истории количество дисциплин у мужчин и женщин в олимпийской программе академической гребли на ОИ 2020 стало равным. Федерация гребного спорта СССР была принята в FISA в 1952, тогда же советские гребцы дебютировали на международных соревнованиях, приняв участие в ОИ 1952 в Хельсинки. Результаты их участия в соревнованиях были восприняты зарубежными специалистами как сенсация. До старта гонок на одиночках признанным фаворитом считался австралиец Мервин Вуд, однако у него нашелся достойный соперник – ленинградец Ю. Тюкалов, который сразу же вырвался вперед и не уступил лидерства до финиша. Отлично выступила и восьмерка «Крыльев Советов» с загребным В. Крюковым – она завоевала серебряные медали. Киевляне Г. Жилин и И. Емчук на двойке заняли 3-е место. Через два года советские гребцы успешно выступили на знаменитой Хенлейской регате, которая проводится с 1839. Наши спортсмены победили в трех финальных заездах из пяти. На четверке без рулевого Кубок Стюарда завоевала команда «Крылья Советов» с загребным Е. Сиротинским. На двойке без рулевого наши гребцы выиграли Кубок Сильвера Гоблетса. Но главную победу одержала восьмерка «Крыльев Советов» – в борьбе с лучшими командами мира москвичи завоевали Кубок «Гранд Челлендж Кап». В последующие годы восьмерка этого общества трижды выигрывала первенства Европы. Есть среди наших гребцов-академиков и единственный 3-кратный олимпийский чемпион – Вячеслав Иванов, он победил на одиночке на ОИ 1956, 1960 и 1964. На ОИ в каждом классе лодок страна может быть представлена одним экипажем. До ОИ 1920 в каждой дисциплине (в классах лодок) олимпийской программы по А.г. от страны могли участвовать несколько экипажей. Дистанция гонок на первых ОИ не была постоянной: в 1900, судя по зафиксированным результатам, менее 2000 м, в 1904 – 2 английские мили (3218 м), в 1908 – 1 миля 880 ярдов (2412 м), в 1948 – 1850 м. В наст. время каждой стране разрешается заявить, кроме основных участников, запасных, но не более 7 спортсменов и 7 спортсменок: 2 муж. и 2 жен. в парных лодках; 4 спортсменов и 4 спортсменок – в распашных лодках (или по 2, если страна не представлена в заездах восьмерок), по одному рулевому. Не менее чем за час до старта предварительных заездов гребцы (но не более половины экипажа) и рулевые могут быть заменены запасными. После предварительных заездов замены могут производиться только из-за болезни или травмы гребцов при наличии соответствующего медицинского сертификата. Соревнования начинаются с предварительных заездов, победители которых выходят в полуфинал, а проигравшие имеют возможность стать полуфиналистами в случае победы в утешительных заездах. Победители полуфиналов выходят в финал, где разыг рывают 1–6 места. Если в соревнованиях участвуют 12 и менее экипажей, полуфинальные заезды не проводятся. Для определения мест ниже 6-го проводятся «малые» полуфиналы и финалы. Рекорды в А. г., как и в гребном спорте в целом, не регистрируются, т.к. результаты даже на одной и той же трассе резко меняются в зависимости от состояния погоды и воды. Развитием А. г. в России занимается Федерация гребного спорта России (ФГСР), имеющая региональные организации в 26 субъектах РФ.

Sidebar