АДАПТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Характеристика процесса обучения, обозначающая приспособление изучаемого материала и методики его освоения к текущим возможностям ученика; один из критериев адекватности процедуры обучения. В принципе вся методология обучения представляет собой систему дидактической адаптации и нужна лишь потому, что позволяет преодолевать затруднения в освоении материала благодаря работе на доступном для ученика уровне. Если бы трудность упражнения могла быть пренебрежимо малой, то для его освоения не потребовалось бы никакой методики обучения и, соответственно, адаптации. А.о. обеспечивается комплексным применением разнообразных методов обучения и соответствующих им приемов и средств. Принципиально важную роль играет А.о., связанная с объемом и структурой материала, предлагаемого ученику в задании. В этой связи принято выделять две основные группы методов: методы целостного обучения и методы обучения с расчленением, современная трактовка которых, однако, существенно отличается от традиционной. Эти методы широко используются в сочетании с методами А.о., позволяющими независимо от объема материала менять его доступности благодаря изменению условий и задач обучения. Работа, опирающаяся на А.о., всегда строится по принципу «адаптация – реадаптация» (см. Дидактические принципы). Это означает, что после начального преднамеренного понижения порога доступности учебных упражнений (адаптация) их трудность, сложность вновь последовательно наращиваются за счет постепенного устранения внешней поддержки, оказываемой спортсмену в форме различных приемов обучения (реадаптация). При этом задача тренера заключается в том, чтобы темпы прироста усвоения материала были точно сбалансированы с темпами реадаптации. Если упражнение усваивается быстрее, чем устраняются элементы внешней поддержки, спортсмен оказывается в «тепличных» условиях, привыкая к помощи как к части двигательного навыка, которая «вдруг» исчезает на соревнованиях, провоцируя тем самым срывы. Если же реадаптация форсируется, ученик остается без необходимой помощи, что также приводит к проблемам в обучении.