АВТОМОДЕЛЬНЫЙ СПОРТ


Технический вид спорта, в котором спортсмены управляют самоходными моделями автомобилей с помощью радиосвязи или другими методами. А.с. развивается по трем направления, трассовые модели, кордовые и радиоуправляемые модели.

Кордовые модели. В России первыми из модельных видов спорта стали развиваться авиа и судомоделизм. Первые публичные состязания моделей были организованы 2.01.1910 в Москве профессором Московского университета, основоположником аэродинамики Н.Е.Жуковским. Были в Российской империи и попытки проведения соревнований, но активное развитие модельных видов началось лишь в середине 1920-х гг. Однако А. с. тогда большого распространения не получил, и до Великой Отечественной войны модели автомобилей строили лишь отдельные энтузиасты. Основной причиной этому было, очевидно, отсутствие модельных двигателей – главной составляющей части скоростной модели. Двигатели западного производства в СССР были недоступны, а первые отечественные начали серийно выпускаться только в конце 1930-х гг. Начало широкому развитию автомоделизма в СССР было положено в 1954, когда в Устав ДОСААФ был добавлен пункт о развитии А. с., в конце 1955 в Москве была создана Центральная автомодельная лаборатория. После этого в ряде городов (Харькове, Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону, Риге, Ереване, Сталинабаде и др.) появились первые коллективы автомоделистов. Тогда ещё не было деления на классы моделей, чёткого регламента сорев- нований, да и сами соревнования проходили просто на ровных, приспособленных площад- ках. Такого типа временные корды были, например, в Минске, Москве (лесопарк в Расторгуеве), Подольске, Таганроге и в некоторых др. городах. Тем не менее, А. с. развивался и постепен- но завоевывал популярность. В 1957 в Москве на стадионе Юных пионеров были проведены первые всесоюзные соревнования автомоделистов на первенство ДОСААФ СССР. Участвовало 39 спортсменов (команды РСФСР, Украины, Латвии, Киргизии, Узбекистана, Армении, Ленин- града и Москвы), продемонстрировавших свыше 50 автомоделей разнообразных конструкций.

Осенью того же года состоялся I чемпионат СССР, в котором приняли участие команды уже 6 союзных республик и городов Москвы и Ленинграда. Среди участников были такие «первопроходцы» отечественного А.с., как Сергей Казанков и Анатолий Давыдов из Москвы, Владимир Кузнецов и Олег Гречко из Ростовской области, Гунар Дзенытыс из Риги, а также группа моделистов из Харькова – Евгений Лютов, Евгений Лященко, Виктор Булыгин и Анатолий Гордиенко, которые в составе сборной команды Украинской ССР и победили на первом чемпионате СССР.

В январе 1960 была учреждена Федерация автомотоспорта СССР. Она состояла из трех равноправных комитетов: автомобильного, мотоциклетного и автомодельного спорта. Такое организационное укрепление не замедлило сказаться на развитии автомоделизма в стране. Например, в чемпионате 1961 участвовали команды всех (кроме Эстонии) союзных республик, число участников превысило 120 чел. В 1964 А. с. был включён в Единую спортивную классификацию, и в этом же году была учреждена Федерация автомодельного спорта СССР. Первым председателем был избран А. Славин, а ответственным секретарем К. Турбабо. В 1968 в качестве главного учебно-методического и технического центра создаётся Центральный спортивный автомодельный клуб – ЦСАМК СССР. Статистика за этот год сообщает уже о 54 тыс. занимающихся автомодельным спортом, и как минимум о трёх, отвечающим международным стандартам, кордодромах (Таллин, Ташкент и Видное в Московской обл.). В 1973 СССР был принят в члены Европейской федерации автомодельного спорта (FEMA), и советские спортсмены получили право участвовать в чемпионатах Европы. В 1980 состоялся первый чемпионат мира по А. с. В соревнованиях, кроме европейских стран, приняли участия команды США и Австралии. Советские спортсмены завоевали звание лучшей команды мира. В личном зачете первым нашим чемпионом мира стал Владимир Попов, а призёрами – Су- рен Чилиджан и Николай Тронев.

С распадом Советского Союза произошло и разделение автомодельного спорта по новым границам. Характерно, что в лидирующую тройку мирового автомодельного спорта, кроме Российской Федерации, вошли ещё две страны, бывшие республики СССР – Эстония и Украина. Всероссийские и международные соревнования в нашей стране проводятся в Брянске, Таганроге, Санкт-Петербурге, Тюмени и Ярославле, то есть там, где есть современные, отвечающие международным требованиям автомодельные треки. Ежегодно проводятся чемпионат и Кубок России, ряд региональных соревнований, в том числе детских и юношеских. Уже в новое время Россия неоднократно принимала у себя престижные международные соревнования – чемпионаты мира и Европы.

Трассовые модели. Точкой отсчёта, от которой началась история трассового автомоделизма, можно считать патенты 1938 – «Игрушечный электромобиль и трасса» и 1939 – «Дороги для игрушечных электромобилей», выданные в США англичанину Альберту Эдварду Каллену. Развитие трассового автомоделизма было прервано с началом Второй мировой войны. В конце 40-х гг. ХХ в. начинается бурное развитие этого направления А. с. в США. В середине 50-х гг. ХХ в. трассовый автомоделизм приходит в Европу. Летом 1967 члены сборной СССР по кордовым автомоделям (а это были, в основном, педагоги-руководители автомодельных кружков внешкольных учреждений) в ходе соревнований соцстран в Чехословакии впервые познакомились с трассовым автомоделизмом. Впечатления, методические материалы, привезённые из этой поездки, позволили начать постройку трасс и моделей сразу в нескольких регионах страны. Безусловным лидером в развитии трассового автомоделизма тогда был Гуннар Дзенытис – педагог Городской станции юных техников г. Риги (Латвия). В 1985 был проведен первый Кубок СССР среди юношей по трассовому автомоделизму. Большую роль в популяризации трассового автомоделизма в стране сыграл журнал «Моделист – Конструктор», который не только публиковал материалы на своих страницах, но и стал организатором Всесоюзных соревнований, которые проходили ежегодно более 10 лет, до включения их в календарь ФАМС СССР.

Радиоуправляемые модели. Классификация шоссейных моделей:

РЦА, РЦБ – модели-копии с электрическим двигателем для соревнований на трассе слалома. РЦЕ-12 – модели масштаба 1/12 с электрическим двигателем для групповых гонок в закрытых помещениях.
РЦЕ-10 – модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок на открытом воздухе, с приводом на одну ось.

ДТМ (TC-10) – модели-полукопии масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок.

ДТМ-нитро – модели-полукопии масштаба 1/10 с двигателем внутреннего сгорания до 2,5 см для групповых гонок.

Классификация багги:

Багги 2WD – модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с приводом на одну ось (заднюю). Тип двигателя строго зафиксирован.

Багги 4WD – модели масштаба 1/10 с электрическим двигателем для групповых гонок по пересеченной местности, с полным приводом. Тип двигателя такой же, как и у Багги 2WD.

Багги 8Д (B8) – модели масштаба 1/8 с калильным, одноцилиндровым двухтактным двигателем внутреннего сгорания объёмом до 3,5 см. Объём топливного бака не более 125 см, или штатно установленным объёмом на шасси. Односкоростная трансмиссия. Допускается корпус только стиля багги. Задний ход должен быть отключен. Управляемых колёс – 2.

Mini-Z – масштаб 1/28 – групповые гонки в закрытых помещениях. Один из самых миниатюрных классов.

Класс модели определяет основные технические требования, но он может делиться на подклассы с разным составом участников и более детальным регламентом, касающимся в основном характеристик двигателя. Пример деления класса ДТМ-Э:

● ДТМ-Стандарт – допускается использование только стандартного электродвигателя с закрытым щеточным узлом. Зачастую жестко регламентирован тип или максимальная ёмкость батареи, есть и другие ограничения, направленные на снижение стоимости участия. Это класс для начинающих спортсменов, участие профессиональных спортсменов может быть ограничено. По достижении определённого количества побед/призовых мест участник может переходить в следующий класс.

● ДТМ-Сток – используется электродвигатель с установленным техническим регламентом количеством витков.

● ДТМ-Модифид – нет ограничений по количеству витков двигателя.
Федерация автомодельного спорта России

(ФАМС) является правопреемницей Федерации автомодельного спорта СССР. Объединяет спортивные организации более 20 субъектов РФ. Наиболее активно автомодельный спорт развивается в городах Санкт-Петербург, Уфа, Ярославль, Тамбов, Москва, Новосибирск, Пенза. В организационную структуру ФАМС входят комитеты: скоростных кордовых моделей, радиоуправляемых моделей, трассовых моделей. ФАМС входит в Европейскую федерацию скоростных автомоделей (FEMA) и Европейскую федерацию радиоуправляемых автомоделей (EFRA).

Sidebar