АВТОМОБИЛЬНЫЙ ПРОБЕГ
Автопробег (сокр. от автомобильный пробег) – популярное пропагандистское мероприятие в СССР в ранний период индустриализации и начала строительства автомобильных заводов. Представлял собой демонстрационный проезд автомобилей иностранного и отечественного производства по определённому, достаточно длинному маршруту с остановками в населённых пунктах на агитационные митинги. Участники автопробегов убеждали население в технических возможностях автотранспорта, катали народ на автомобилях и агитировали за массовое вступление в добровольное общество «Автодор». Руководитель автопробега, передвигавшийся в головном автомобиле, назывался командором. Первый пробег состоялся в 1923 и имел скорее агитационное значение для привлечения иностранных фирм. Второй автопробег 1925 ставил задачи отбора типа машин, наиболее приспособленных к работе в наших дорожных условиях. Маршрут, выбранный для пробега (Ленинград – Москва – Тула – Орел – Курск – Харьков – Артемовск – Ростов – Тихорецкая – Армавир – Пятигорск – Владикавказ – Тифлис и обратно для легковых автомобилей; Ленинград – Москва – Курск и обратно до Москвы – для грузовых автомобилей; Москва – Харьков и обратно для мотоциклов), отличался наибольшей пестротой дорожных условий, пролегал по более крупным экономическим районам страны. В пробеге были представлены все мировые автомобильные марки. Автопромышленность СССР была представлена двумя грузовиками «АМО», построенными целиком из советских материалов. В 1933 на трассе Москва – Каракумы – Москва состоялся пробег длиной 10 тыс. км, в котором приняли участие 23 автомобиля, выпущенных на новых советских заводах. В 1936 состоялся Первый женский автопробег по маршруту «Москва – Малые Каракумы – Москва», популяризирующий Конституцию СССР 1936 г., закон о запрещении абортов, а также анализ того, как «женщина может справиться с машиной в различных условиях». Автопробеги утратили своё значение после ввода основных мощностей советского автопрома.